Потребность в производстве безалкогольных напитков и минеральной воды для нашей солнечной республики всегда была высокой. Не менее высоким остаётся спрос на эту продукцию и сегодня. Увеличивающийся уровень предъявляемых требований, экологических и потребительских, заставляет производителей постоянно осуществлять контроль за качеством производимых напитков, а жесткая конкуренция, особенно усилившаяся в последние годы между производящими компаниями за рынок сбыта, приводит к постоянному расширению ассортимента и проведению эффективной ценовой политики.
Одним из полутора десятков предприятий, занимающихся этим видом бизнеса в Узбекистане, является основанное в 1996 году узбекско-германское совместное предприятие “MAX-Huroson Ltd”.
Поиск оптимального режима хозяйствования привёл в итоге к перерегистрации его в качестве СП в форме общества с ограниченной ответственностью, устав и учредительные документы которого и были зарегистрированы в январе 2001 года Министерством юстиции республики. Размер оплаченного уставного капитала составляет 1.6 млн долларов США и структурно распределён следующим образом: 66 процентов принадлежит узбекской стороне, 34 — иностранной.
Совместное предприятие является одним из соучредителей “ГМХ Заркент Ltd” ( 29,2 % в уставном капитале), основной деятельностью которого является производство безалкогольных напитков, а также винно-водочных изделий. Кроме того, СП “MAX-Huroson Ltd” принадлежит 94% уставного капитала МЧЖ “Баландчакир вино”.
Рынки сбыта и маркетинг
В неофициальном рейтинге национальных производителей безалкогольных напитков и минеральной воды СП “MAX-Huroson Ltd” уверенно занимает третье место по таким показателям, как объём производства и реализация собственной продукции.
Сегодня отечественный рынок изобилует наличием различных марок напитков и воды,и тем не менее производимые совместным предприятием ”Кола”, “Апельсин”, “Тархун”,”Малина”,минеральная вода “Тошкент” имеют стабильный спрос у потребителей благодаря своим отличным вкусовым качествам и вполне конкурентоспособной цене. Продукция предприятия поступает на прилавки в удобных поллитровых , литровых и полуторалитровых ПЭТ бутылках, причём объём выпуска последних существенно увеличился, что говорит о приобретении “семейного” имиджа. Люди с удовольствием покупают продукцию СП для проведения семейных , коллективных и свадебных торжеств. Всё это стало возможным благодаря постоянной работе над улучшением как уже существующих брендов, так и разработке новых видов продукции. Недавно ассортимент продукции СП пополнился новым напитком “Фруттис”, который за короткое время стал не менее популярным у потребителя, чем остальные.
Руководство СП уделяет большое внимание маркетинговой деятельности, налаживанию деловых связей с потребителями продукции, позволяющих предприятию эффективно реализовывать свою продукцию не только на внутреннем, но и на зарубежном рынках.
Сегодня торговая марка СП “MAX-Huroson Ltd” хорошо известна в странах Центральноазиатского региона, а благодаря заключённому контракту с одной из германских компаний она поставляется даже в Афганистан. Кроме того, ближайшими планами предприятия предусмотрено открытие торговых представительств за пределами республики, что несомненно положительно скажется на развитии его экспортной программы. Этой же программой предусмотрена работа по расширению своей производственной деятельности. В настоящее время ведутся переговоры с заинтересованными сторонами по созданию нового совместного предприятия в Узбекистане, основной деятельностью которого станет, наряду с выпуском безалкогольных напитков и розливу минеральной воды, выпуск натуральных фруктовых соков. Для создания необходимой сырьевой базы будущего предприятия прорабатываются варианты взаимовыгодного сотрудничества с дехканскими и фермерскими хозяйствами Ташкентской области. СП“MAX-Huroson Ltd” намерено выступить одним из учредителей нового предприятия, с созданием которого можно будет смело говорить о возникновении в республике мощного консорциума по производству столь необходимой продукции.
Маленькие тайны успеха
Прекрасно понимая, что одной из главных составляющих успешной деятельности предприятия является сбыт продукции, который в свою очередь основан на конкурентоспособных ценах при сохранении высокого качества продукции, СП постоянно ведёт поиск новых возможностей и технологий для снижения себестоимости.
Цена на продукцию предприятия рассчитывается на основе себестоимости плюс операционные и финансовые затраты. Кроме того, учитывается и конъюнктура рынка. Руководство совместного предприятия считает, что основными причинами изменения цены продаж являются увеличение стоимости энергоресурсов, сырья, заработной платы персонала (36 работников), рыночной стоимости товара, а также повышение курса доллара США к национальной валюте. Значительную часть затрат на производство составляют расходы, связанные с приобретением сырья и материалов, — в среднем 90% от общей суммы расходов, при этом 90% от общего объёма поставки сырья и материалов местного производства. Рентабельность производства на предприятии составляет порядка 19 % .
Хотя выпуск напитков и минеральной воды считается сезонным бизнесом, но анализ потока денежной наличности СП свидетельствует о наличии постоянных поступлений средств от реализации продукции. По информации, предоставленной предприятием, в настоящее время ежемесячная чистая выручка от продаж составляет порядка 100 млн сумов. Учитывая, что коэффициент рентабельности, как было указано выше, 19 процентов, соответственно чистая прибыль в месяц составляет около 19 млн сумов.
Производственные цеха СП“MAX-Huroson Ltd” оборудованы современными технологическими линиями известных фирм “BEKUM”,”CLOSYS”,”NAGEMA”, которые эксплуатируются всего порядка пяти лет. Но тем не менее предприятие не собирается ждать его полного износа, постоянно думая о приобретении более совершенного технологического оборудования. За последний год СП получило ещё две современные линии по разливу напитков. Кроме того, проводимая руководством республики политика либерализации валютного рынка положительно сказывается на решении вопросов СП по закупкам и своевременным расчётам с зарубежными поставщиками. Висевшая с 1998-99 гг. за СП валютная кредиторская задолженность после перемен на валютном рынке страны была быстро погашена. Очередной контракт, заключённый в прошлом году по поставке сырья на 200 тыс. долларов США, своевременно оплачен благодаря существенно упростившейся системе конвертации сумовых средств .
Первый облигационный заём
Каждое, даже весьма успешно работающее предприятие периодически в рабочем порядке нуждается в кредитных ресурсах для пополнения оборотных средств и финансирования различных производственных программ. До недавнего времени традиционным источником привлечения заёмных ресурсов был банковский кредит. С появлением на рынке такого нового финансового инструмента, как корпоративные облигации, диапазон возможностей у предприятия в получении дополнительного финансирования существенно расширился. Выпуск, а главное, размещение эмиссий корпоративных облигаций (по сути долговых обязательств) предприятием без существования в стране организованного рынка облигаций значительно затруднено. Вот почему предприятия-эмитенты предпочитают сегодня пользоваться услугами международного эмиссионного синдиката, который обеспечивает весь комплекс работ, связанных с организацией выпуска и его регистрацией в уполномоченном государственном органе, полное первичное размещение и поддержание 100% ликвидности на протяжении всего периода обращения долговых бумаг эмитента. СП“MAX-Huroson Ltd” стало первым в истории организованного рынка корпоративных облигаций Узбекистана эмитентом, разместившим свои бумаги в рамках МЭС. Напомним, что объём эмиссий составлял 100 млн. сум под 27 % годовых с периодом обращения бумаг 9 месяцев. На момент выпуска данной эмиссии объявленная эмитентом доходность по облигациям была вполне конкурентоспособной для инвесторов, в связи с чем весь объём эмиссии быстро прошёл первичное размещение среди банков-андеррайтеров (Главный андеррайтер ЧОАКБ “Алп Жамол-банк”, андеррайтеры: ЧОАКБ “Бизнес-банк”, ”Хиф-банк”, “Капитал-банк”). Это позволило СП “MAX-Huroson Ltd”, во-первых, привлечь сравнительно дешёвые финансовые ресурсы, во-вторых, получить всю сумму займа в короткие сроки, а главное, использовать их по своему усмотрению согласно бизнес-плану.
Заём, полученный с помощью выпуска долговых бумаг СП“MAX-Huroson Ltd”, был использован на закупку необходимого сырья и финансирования прочих производственных нужд. Об эффективности использования средств займа говорят цифры. Объём производства безалкогольных напитков в натуральном выражении в IV квартале 2001 года (период обращения облигаций) составил 1658 тыс. бутылок, что в сравнении с этим же периодом 2000 года составляет 175,6 %. По итогам 7 месяцев 2002 года объём производства вырос до 2183 тыс. бутылок, или 131,4% в сравнении с базой 2001 года. Использование денег по займу на закупку сырья позволило предприятию не отвлекать собственных средств, направляя их на финансирование работ по расширению ассортимента продукции, повышение ее качества и дизайна. За счёт выполнения вышеупомянутых работ продукция СП нашла потребителей на зарубежном рынке, что повлекло за собой приток валютных средств в республику.
Одним словом, пилотный проект выпуска, размещения и обращения облигаций СП на организованном рынке полностью оправдал надежды и инвесторов, и самого эмитента. Проводимый МЭС мониторинг промежуточных процентных выплат показал, что они осуществлялись согласно плану-графику. Сегодня обращение эмиссий успешно завершено, выплаты основных сумм и процентов по займу идут согласно сроку, установленному эмиссионным контрактом.
Удачный опыт использования облигационного займа в целях привлечения с рынка капитала дешёвых финансовых ресурсов рассматривается руководством СП как первый, но далеко не последний. Положительный исторический опыт СП “MAX-Huroson Ltd” явился примером использования нового финансового инструмента для других отечественных эмитентов, недостатка в которых сегодня уже нет.
Андрей Юдин.