Многим сегодня известнo понятие государственной аккредитации образовательных учреждений, в то же время термин «общественная аккредитация» — явление новое.
Может, поэтому открытым остается вопрос, каким должно быть по-настоящему хорошее образовательное учреждение, что необходимо, чтобы были учтены и удовлетворены запросы всех субъектов процесса подготовки кадров?
По мнению участников международной конференции по распространению результатов пробной общественной аккредитации CAMAN (Центральноазиатский фонд развития менеджмента) в Центральной Азии, проходившей в Алматы в июле т.г., ответ на этот вопрос заключен в двух словах — «общественная аккредитация». Эта форма независимой оценки деятельности учебных заведений с успехом работает в Европе и Северной Америке уже не один десяток лет.
В конференции приняли участие представители вузов, бизнес-школ, учебных центров, организаций работодателей, органов народного образования Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. О перспективах независимой общественной аккредитации — беседа нашего корреспондента с заместителем генерального директора Центра развития рыночных навыков Михаилом Хадаевым, принимавшим участие в работе конференции.
— Михаил Орникович, насколько актуальна сегодня проблема сближения бизнес — образования и реального бизнеса?
— Мы много говорим о развитии связей между учебными заведениями и бизнес — структурами, но конкретных форм эффективного партнерства в этой сфере пока не выработано. Что касается опыта организации такой работы, то его можно проследить на примере Европы. На конференции говорилось о деятельности международной бизнес — школы в Швеции. Эта школа существует 7 лет. Ее миссия — развитие предпринимательства в стране. Так вот, в этой школе существует действенная структура — бизнес-консультативный совет, состоящий из 16 представителей крупного и среднего бизнеса страны.
На заседаниях Совета школа получает от деловых партнеров идеи, поддержку, конструктивную критику, и, что самое главное, они по-настоящему вовлечены во все аспекты жизнедеятельности школы. Корпорации дают бизнес- школе заказы на образовательные услуги: семинары, кратко-, средне-, долгосрочные курсы, консалтинг или научные исследования. В основном компании запрашивают тренинги по стратегическому планированию, менеджменту, лидерству, развитию предпринимательства, управлению проектами и т. д.
Конечно, в наших условиях и при нынешнем состоянии развития бизнеса, к сожалению, компании не повернуты лицом к бизнес-образованию. Образовательным структурам следует запастись, на мой взгляд, терпением и мудро-стью, прежде чем корпоративное сообщество осознает необходимость сотрудничества с бизнес-школами. Хотя многие уже сегодня понимают, что чем плодотворнее такое сотрудничество, тем меньше времени и ресурсов будут вкладывать компании в переобучение выпускников, тем качественнее будет получаемый ими продукт бизнес — школы в лице её выпускников.
-Не кажется ли вам, что введение общественной аккредитации может вызвать противодействие государственных структур?
-Такие опасения высказывались на конференции, вносились даже предложения объединить общественную и государственную аккредитацию. Причем первое, что может быть причиной конфликта, так это то, что отдельные недальновидные чиновники рассматривают общественную аккредитацию как попытку ограничить роль и влияние государства на сферу образования.
Но это далеко не так. Как уже говорилось, к общественной аккредитации не допускаются образовательные структуры, не прошедшие государственной аккредитации. И именно это условие устраняет конфликт между обязательной государственной процедурой и общественной оценкой деятельности учебного заведения.
Что же касается вопроса объединения государственной и общественной аккредитации, то это невозможно сделать потому, что система EQUIS является международной. А требования по государственной аккредитации устанавливаются каждым государством, в зависимости от его специфических особенностей, по избранной модели профессионального образования.
— Можно ли предположить, что процесс общественной аккредитации может затронуть большое количество учебных заведений республики в ближайшие годы?
— Я так не думаю. Общественная аккредитация — дело сугубо добровольное, к тому же она связана со значительными затратами. Если говорить, к примеру, о Европе, то от введения EQUIS до дня, когда было аккредитовано 50 европейских и неевропейских школ, прошло около 10 лет. Это при том, что европейский рынок управленческого образования намного более развит, чем наш.
— Существуют ли какие-либо ограничения согласно требованиям EQUIS по подаче заявки на получение общественной аккредитации?
— Первое требование заключается в том, что учебное заведение, подающее заявку на общественную аккредитацию, должно в обязательном порядке пройти процесс государственной аккредитации по законам своей страны. То есть общественная аккредитация ни в коем случае не подменяет, а только лишь дополняет государственную аккредитацию, имея при этом принципиальные отличия от нее.
Некоторые ограничения для организаций, желающих пройти общественную аккредитацию, все же имеются.
Это касается прежде всего минимума штатных преподавателей. Их количество в аккредитуемых учебных заведениях должно составлять 25 человек. Поэтому с проблемой общественной аккредитации могут столкнуться бизнес-школы и центры, являющиеся структурными подразделениями вузов и работающие в основном с почасовиками и совместителями.
— Что может дать проведенный эксперимент в будущем?
-По мнению участников конференции, все мы имеем реальную возможность совместными усилиями уже подготовленных в ходе эксперимента экспертов, представителей бизнеса, образовательных структур и органов образования создать Центрально — азиатскую общественную систему оценки качества образования. Это даст возможность уже через несколько лет заинтересованным образовательным структурам подавать заявки на престижную региональную общественную аккредитацию.
— Что дает общественная аккредитация учебным заведениям, участвующим в эксперименте?
— По мнению всех участников пробной аккредитации, она позволила коллективам учебных заведений посмотреть на свою работу совершенно по иному, оценить свои достижения, найти области деятельности, в которых требуются улучшения.
Как ни парадоксально, но в ходе проведенного аудита выявилось, что школы и вузы, обучая менеджменту, не добились от собственных коллективов понимания сложности организационных задач самих учебных заведений. Многие руководители подразделений, по мнению лиц, осуществляющих аудит, фактически не осознают необходимости стратегического планирования, не обладают достаточными навыками работы с персоналом. Имея хорошие знания в профессиональной сфере, некоторые руководители образовательных структур сами нуждаются в обучении управлению и организационному менеджменту.
Немаловажно отметить, что в ходе пробной аккредитации в Казахстане выявился также такой аспект, как отсутствие четкой политики сотрудничества с так называемым корпоративным сообществом. Вузы проводят только разовые мероприятия с привлечением представителей компаний, у бизнес-школ вообще нет понимания важности создания и функционирования совета попечителей, членами которого и должны стать корпоративные партнеры.
— Как, по вашему мнению, отнесутся к общественной аккредитации руководители учебных заведений?
— Центральная Азия имеет свою специфику. Надо сказать, что в силу нашего менталитета спрос на получение диплома у нас высок. В то же время именно у нас остро ощущается дефицит учебных заведений. Справедливо возникает вопрос, зачем тогда лишняя головная боль руководителю вуза, бизнес-школы. И так ведь нет отбоя от желающих получить образование.
Внешне оно так, только с каждым годом слушатели будут все более разборчивее в выборе, где и какое образование получать. Конкуренция между учебными заведениями хоть и медленно, но будет расти. Растет конкуренция и на рынке труда. В этих условиях учебные заведения в ближайшие годы будут делать все необходимое, чтобы улучшать качество подготовки кадров, укреплять свой имидж. Реальный шаг к этому — участие в общественной аккредитации.
Записала Джамиля Аипова.