Пока существует кинопрокат, будет бытовать вопрос: как сделать так, чтобы фильм привлек внимание зрителя? Правда, было время, когда идеология ставилась выше народного признания, отсюда десятки и сотни лент, давно уже канувших в Лету, с надуманными конфликтами о моральном противостоянии так называемого положительного героя с его антиподом. Однако проблема, казалось бы, решенная самим временем, дает о себе знать и сегодня.
Национальный кинематограф переживает не лучшие дни главным образом потому, что продукция студии «Узбекфильм» и других кинопредприятий не пользуется спросом на кинорынке. За последние годы ни одна из работ не только не принесла прибыль, но и не оправдала затраченных средств.
А ведь киноиндустрия — одна из самых выгодных отраслей бизнеса. Доходы отдельных зарубежных кинофирм сопоставимы с прибылью самых продвинутых и крупных корпораций. В ответ на упреки нам отвечают, что не хватает техники, современной съемочной аппаратуры, говорят о недостаточном финансировании.
Слов нет, и техника, и финансовая подпитка — важное подспорье в кинотворчестве. Но ведь не только в этом дело. Методика экранного бизнеса — это целая наука, которая базируется, с одной стороны, на прочном основании профессионализма, а с другой — прогнозе зрительского потенциала картин. Никаких миллионов не хватит для помощи кинопроизводству, если оно не имеет твердой программы действий, лишено правильных ориентиров в использовании экономических стимулов. Беда в самих фильмах, в их содержании, способах подачи жизненного материала. И это отчетливо видно в зрительских претензиях, относящихся к художественной форме, ее недостаточной выразительности и инертности в раскрытии темы, вялости повествования.
Одним из «секретов» доходности мировой кинопромышленности давно уже стало разделение кинопродукции на жанры и виды, облегчающие составление текущего репертуара, учитывающие запросы аудитории. Профессиональный и деловой подход к созданию экранного произведения, будь то в стилистике драмы или комедии, триллера или детектива — дает поразительный эффект. Важно только учитывать жанровые возможности кино.
Жанровость кинопроизведения никак не противопоказана его качеству, она только подчеркивает преобладание в нем тех или иных стилевых элементов. Любой жанр, будь то «смешанный» или «чистый», представляет собой форму авторского самоограничения во имя концентрации художественной мысли. Вопрос в том, чтобы не делать нудных и невнятных картин, заранее обреченных на неудачу.
Крупнейшие узбекские киномастера умели создавать фильмы, сочетающие увлекательность и достоверность, проблемность и жанровую остроту. Не случайно и в наши дни люди с удовольствием встречаются с героями таких известных лент, как «Об этом говорит вся махалля», «Ты — не сирота», «Озорник», «Бунт невесток»…
Определенная инертность, с какой наше «большое» кино обращается с его жанровой сутью, привела в последние годы к активизации «самодеятельного» киноискусства, рождению многочисленных коммерческих студий, своей продукцией заполняющих репертуарные прорехи. Знаменателен «прорыв» в этом направлении телевизионных лент, о чем говорит успех, например, работ студии «Узбектелефильм» — «Лафз», «Горный жених» и других. Как говорят «свято место — пусто не бывает».
Джура Тешабаев.
Профессор.