Домой » Апрель » РЫНОК ТРУДА РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ

РЫНОК ТРУДА РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ

С первых дней обретения Узбекистаном государственной независимости правительство республики стремилось создать такие условия, при которых каждый гражданин, независимо от национальности, веры и убеждений, имел бы возможность раскрыться как личность, проявить свои способности, талант, сделать свою жизнь лучше, достойней и духовно богаче.
Однако все это, особенно достойная жизнь и благополучие, как известно, автоматически не происходит. Любая ценность, в том числе стремление изменить жизнь к лучшему, создается только людьми, и в первую очередь квалифицированными, грамотными, умеющими успешно решать не только текущие задачи, но и видеть перспективу.
Не случайно в книге Президента страны И. Каримова «Узбекистан, устремленный в XXI век» подчеркнуто: «Какие бы задачи мы сегодня ни ставили, какие бы проблемы нам ни приходилось решать, в конечном итоге все упирается в кадры и только в кадры».
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Переход от плановой экономики к рыночной, а также демократизация процессов общественного устройства обусловили ввод в жизненный обиход различных понятий и определений, в частности таких, как потребительский рынок, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, информационный рынок и т.д.
Рыночная экономика стала не только реальностью, но и безальтернативной хозяйственной системой, предусматривающей дальнейшие развитие производительных сил, экономический и социальный прогресс общества.
Рынок труда — составная структурная часть рыночной экономики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы и в частности обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов между отраслями и регионами, активизирует их мобильность, создает конкуренцию между квалифицированным и неквалифицированным трудом, стимулирует рост производительности труда и т. п. В отличие от других на этом рынке осуществляется реализация особого вида товара — рабочей силы или способности человека к труду.
Чтобы рынок труда функционировал как рынок, необходимо наличие двух важных компонентов — спрос на труд и предложение, обеспечивающее этот спрос, разумеется, при соответствующей цене и стоимости рабочей силы. При положении, когда спрос соответствует предложению, и наоборот, предложение — спросу, достигается рыночное равновесие.
Для полноправного функционирования рынка труда и достижения в нем желаемого равновесия необходимо не только количественное, но и качественное соответствие предложения труда возникающему спросу. Причем это важно не столько для рынка, сколько самому индивидууму, желающему быть востребованным в условиях рыночной конкуренции. Следовательно, чем выше профессионально-квалифицированный уровень работника, тем больше вероятности трудоустройства и достижения отмеченной, а заодно и желаемой востребованности.
С позиций рыночной оценки важно подчеркнуть, что в Узбекистане имеет место исторически сложившийся неформальный рынок труда, обусловленный специфическими условиями и особенностями страны, ее традициями, обычаями и укладом жизни. Можно нанять рабочих для выполнения таких временных работ, как ремонтно-строительные, огородничество и вспашка земли, в том числе на арендных началах, погрузка и перевозка грузов для индивидуальных клиентов и т. д. Подобная практика существует почти в каждом городе республики.
Такое положение, кроме обычаев, традиций и уклада жизни, объясняется еще и тем, что в рыночных условиях (это доказано опытом и других стран) уже отсутствует обязательная полная занятость, свойственная бывшей плановой экономике. Кроме того, отмеченная ситуация касается главным образом той части людей, которая по разным причинам оказалась невостребованной на государственных и иных предприятиях или не обладает необходимым профессионализмом, включая и собственное нежелание где бы то ни было работать.
В «ЗЕРКАЛЕ» СТАТИСТИКИ
Узбекистан является регионом с высоким уровнем обеспеченности трудовыми ресурсами. На его долю приходится почти 40 процентов всех трудовых ресурсов Центральной Азии. Характерной особенностью трудового потенциала республики является высокий уровень его подготовки. Каждый четвертый, занятый в народном хозяйстве, имеет высшее или среднее специальное образование.
По существующей оценке среднегодовая численность трудовых ресурсов в республике в 2000 году составила 12,6 млн человек или 51,1 процента всего населения страны. При этом численность занятых в экономике людей составила около 9 млн человек и возросла по сравнению с 1999 годом на 1,1 процента. Соотношение занятых на предприятиях и в организациях государственного и негосударственного сектора соответственно составило 24 и 76 процентов. По сравнению с 1999 годом увеличилось число занятых на транспорте и связи (на 3,8 процента), в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и заготовках (на 2,6 процента), строительстве (на 5,6 процента).
Следует особо сказать о кадровом потенциале сельского хозяйства, обеспечивающим население продуктами питания, а промышленность — сырьем. На селе в настоящее время проживает более 60 процентов населения республики, в силу чего эффективное использование кадрового потенциала аграрного сектора приобретает самостоятельное решение.
Уровень занятости на селе заметно ниже, чем в городе, что, кроме всего прочего, является одной из причин миграции сельских жителей, особенно молодежи, в город. Правда, на последнее определенное влияние оказывает сезонность сельскохозяйственного производства, но это предмет особого разговора. Однако в любом случае повышение занятости на селе — важная задача как на отраслевом, так и народнохозяйственном уровне, успешному решению которой могли бы способствовать создание предприятий в форме сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов), организации фермерских хозяйств для средне- и мелкотоварного сельскохозяйственного производства, развитие и наращивание мощностей по переработке сельскохозяйственных культур и откорма скота, развитие сельского предпринимательства и бизнеса.
Сегодняшняя либерализация экономики открывает широкий простор для увеличения занятости и более полного использования имеющегося кадрового потенциала. Здесь достаточно четко проявляются функции государства, направленные на регулирование спроса и предложения рабочей силы, предоставление социальных гарантий безработным, пересмотр политики оплаты труда, увеличение занятости молодежи, особенно сельской, стимулирование активности людей в сфере бизнеса и предпринимательства и т.д. В этих условиях все остальное, и в первую очередь уже отмеченная востребованность людей, остается за самими кадрами, за их доказательством своей полезности обществу, в том числе самому себе, семье и коллективу.
ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Кадры были и остаются главной производительной силой общества, которые современная наука и хозяйственная практика делит на:
научных работников, имеющих ученые степени докторов и кандидатов наук;
научных работников с высшим образованием;
инженерно-технических работников с высшим или средним специальным образованием;
практиков, то есть работников без специального образования, но занимающих инженерно-технические, экономические и другие должности;
рабочих, имеющих высшее, среднее специальное, среднее и неоконченное высшее (среднее) образование.
В научных учреждениях страны в настоящее время насчитывается более 25 тысяч научных работников, а рабочие, служащие и специалисты, занятые в сфере материального производства, составляют более 70 процентов общей численности населения республики. Подавляющая часть приходится непосредственно на рабочую силу, занятую в промышленности, сельском хозяйстве и в непроизводственной сфере. То есть рабочие — это та категория работников, которая представляет собой не только наибольшую часть контингента работников сферы материального производства, но и обеспечивает его функционирование в созидательном режиме, в режиме выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, необходимых народному хозяйству и населению.
При резком сокращении роста числа занятых в народном хозяйстве важно обеспечить в перспективе необходимую пропорциональность в развитии материального производства и непроизводственной сферы. Повышение доли занятых в непроизводственной сфере является закономерной тенденцией, обусловленной научно-техническим прогрессом и систематическим ростом производительности труда в отраслях материального производства, а с другой стороны — ростом требований к профессионально-квалификационному уровню работников. Кроме того, определенное влияние здесь оказывают рыночная экономика и демократические принципы жизнедеятельности, которые уже не выдвигаются в качестве обязательного условия, как это было раньше — работать только в сфере материального производства или в государственных учреждениях. Теперь каждый может трудиться, во-первых, на востребованном месте и, во-вторых, в силу своего умения и деловой квалификации. Непроизводственная сфера, в том числе сфера бизнеса и предпринимательства, здесь открывает широкие возможности, хотя и в этой сфере знания, опыт и умение играют не последнюю роль в обеспечении трудозанятости человека, определении своего жизненного места в обществе.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКА
Кадры — это люди, которые отличаются друг от друга не только уровнем образования, занимаемой должностью, полом, национальностью, социальным происхождением, местом рождения и проживания, но и чисто физиологическими качествами. Но всех их, как мы полагаем, объединяет то, что каждый из них стремится (во всяком случае в зрелом возрасте) создать семью, продолжить свой род и добиться определенного успеха в служебной карьере.
Одним из важных путей достижения последнего является учеба и повышение своего образовательного уровня, а в необходимых случаях и в связи с производственными требованиями — повышение своей деловой квалификации в различных институтах подготовки и переподготовки кадров, причем как в отечественных, так и в зарубежных. Не случайно в настоящее время немало зарубежных ученых и специалистов приезжают к нам в республику, а наши специалисты выезжают за рубеж на учебу, стажировку и обмен опытом. Все это — не только требование времени, но и результат демократизации общественного развития во всем мире.
Национальная программа по подготовке кадров полностью ориентирована на создание современного кадрового потенциала страны, умеющего хорошо знать не только технику и технологию производства, но и экономику. Не случайно в учебные планы многих вузов ныне введены такие дисциплины, как управление персоналом организации, эконометрика, микро- и макроэкономика, хозяйственный риск и деловое партнерство, внешнеэкономическая деятельность предприятий, малый и средний бизнес, инвестиции, маркетинг, менеджмент.
Повышению престижа и одновременно КПД специалистов может способствовать не только подготовка, но и переподготовка кадров. Если первая задача, как правило, решается на вузовском уровне путем подготовки будущих специалистов для различных отраслей народного хозяйства, то вторая — осуществляется прежде всего на инициативных началах и путем получения дополнительных образовательных знаний в системе переподготовки кадров.
Важность переподготовки и повышения квалификации кадров имеет и другой аспект. Дело в том, что образовательный уровень специалистов «старшего» поколения в основном сформировался по программам, ориентированным на требования плановой экономики, что само по себе не является «грехом» и тем более отступлением от норм и жизненных правил. Вместе с тем считать, что все руководители, особенно высшего и среднего звена управления в достаточной мере ориентируются в тенденциях развития внутреннего и внешнего рынков, хорошо знают требования менеджмента, маркетинга, бизнес-стратегии, умеют читать баланс современного предприятия, к сожалению, еще не приходится. Не случайно поэтому многие вопросы разгосударствления и приватизации, внедрения рыночного механизма хозяйствования, достижения высокой эффективности акционерной деятельности, функционирования рынка ценных бумаг, особенно вторичного рынка, не всегда достигают желаемых результатов и эффективности.
Есть мудрое изречение нашего Президента — «Нельзя ломать старый дом, не построив новый». Отсюда отмеченные проблемы, надо полагать, это скорее издержки того, что рыночную экономику мы создаем не проторенным путем, а на основе собственной модели, рассчитанной не только на сегодняшний день, но и на перспективу. То, что многие из программных экономических преобразований постепенно и поэтапно реализуются в жизнь, а упущения и недостатки, объективно присущие в любом большом деле, особенно в таком, как реформирование экономики, — активно устраняются, свидетельствует не только о правильности избранного пути развития под руководством главы нашего государства, но и создает достаточную уверенность в успехах нашего продвижения по пути экономического и социального прогресса. И здесь, конечно, многое решают кадры.
Гульчехра Ахунова.
Проректор ТашГЭУ, директор Института экономики, бизнеса, повышения квалификации и переподготовки кадров, профессор.