Издревле в узбекском национальном ремесленничестве бытуют отношения «Наставник-ученик». Ассоциация «Хунарманд», сплотившая народных мастеров страны, вносит достойный вклад в дело возрождения таких отношений, развития школ «Усто-шогирд» («Наставник-ученик»). Председатель Бухарского областного отделения ассоциации Орифхон КОДИРОВ рассказал о работе, проводимой в городах и районах области.
— Первая школа «Наставник-ученик» при ассоциации была образована в 1998 году. В этом есть большая заслуга таких талантливых людей, как Алишер Нарзуллаев, Кубаро Бобоева, Бахшилло Жумаев, Зухро Оллобердиева, Рахмат Фатхуллаев, Абдукодир Иноятов. Они преподали своим ученикам методы обучения таким древним ремеслам, как керамика, золотошвейное дело, вышивка, чеканка. За короткий срок более ста юношей и девушек освоили профессии и начали работать самостоятельно. В сотрудничестве с городскими и районными отделами занятости населения 90 безработных молодых людей были обучены профессиям и на льготных условиях приняты в ассоциацию «Хунарманд». Согласно договору, составленному с областной биржей труда, до конца года в школах «Наставник-ученик» ремеслу будут обучены более 200 молодых людей из Каганского, Гиждуванского, Джондорского, Каракульского, Алатского и Ромитанского районов.
В целях пробуждения у детей с раннего возраста интереса к народному прикладному искусству в бухарской городской школе № 23 открыты классы по ремеслу. В классах, к которым прикреплены талантливые мастера, учащиеся на протяжении ряда лет изучают основы таких видов искусств, как золотое шитье, резьба по ганчу и дереву.
Активисты нашей ассоциации разработали специальный план для того, чтобы еще более совершенствовать работу школ «Наставник-ученик», пропагандировать среди молодежи народное прикладное искусство и национальные ремесла, а также привлекать их к овладению профессиями. Для этого во всех школах и внешкольных учреждениях мы организовали кружки по керамике, резьбе по ганчу и дереву, росписи, изготовлению плетеных изделий из прутьев, а также по другим видам народного прикладного искусства. Также предусмотрено открытие профессиональных классов в десяти школах области, прикрепление к ним талантливых народных мастеров и разработка программ для таких классов.
Для создания в каждой махалле кружков по ремеслу с учетом самобытности определенного региона, повышения профессионального мастерства, педагогических навыков преподавателей этих кружков, мы совместно с областным институтом повышения квалификации учителей и художественно-графическим факультетом Бухарского государственного университета намечаем создать краткосрочные подготовительные курсы.
Все это направлено на возрождение и дальнейшее развитие сформированных в нашей области самобытных национальных ремесленных традиций.
Ильхом Сафар.
Корр. УзА.