Домой » Ноябрь » СКАЖИ, И Я УСЛЫШУ…

СКАЖИ, И Я УСЛЫШУ…

К Международному дню толерантности была приурочена международная научно-практическая конференция «Межрелигиозное согласие — важное условие углубления демократических процессов в странах Центральной Азии». И сделана существенная приписка к названию: «На примере Республики Узбекистан».
Встречу зарубежных и узбекистанских ученых, политологов, общественных деятелей, представителей религиозных конфессий организовали региональное представительство немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии, Международный фонд Имама аль-Бухари и Ташкентский исламский университет.
Два дня практически из выступления в выступление повторялось слово «толерантность». Но сколько оттенков не только филологического свойства вкладывали выступающие в это понятие! А ораторов было около тридцати.
Только с приветственным словом к участникам конференции обратились несколько известных деятелей. Выступил заместитель премьер-министра Узбекистана, ректор Ташкентского исламского университета, доктор филологических наук, профессор Хамидулла Караматов, председатель Международного фонда Имама аль-Бухари Захидулла Мунавваров, региональный уполномоченный представитель Фонда имени Конрада Аденауэра по Центральной Азии доктор Томас Кунце. Кстати сказать, это памятное международное мероприятие — одна из первых крупных инициатив недавно прибывшего в наш регион уполномоченного представителя.
День толерантности объявлен по предложению ЮНЕСКО, поэтому понятно, что с трибуны прозвучало слово главы представительства этой организации в Узбекистане Майкла Барри Лейна. В работе конференции принял участие и привествовал ее гостей Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Узбекистане доктор Мартин Хеккер.
Выступавшие говорили о потребности добиваться согласия между гражданами, исповедующими любую религию, или вовсе не признающими ни одной. Тем не менее заявляли, что никакого примирения не может быть с людьми, которые вынашивают или уже осуществляют террористические планы, прикрываясь религиозными лозунгами. Международный терроризм не имеет ни веры, ни национальности.
Однако конфликты на религиозной почве сотрясают мир. Нелепее всего, что с подачи неграмотных, непросвященных «религиоведов» провокаторами этих столкновений то и дело называют мусульман, исповедующих самую молодую из мировых религий. Сталкиваются не только вероучения, противопоставляются культуры, частью которых являются религиозные течения. А если говорить по существу, о какой культуре тут может идти речь, если верующие разных конфессий порой не хотят слушать, а тем более слышать друг друга?

Ораторы признавали, что у части народов сложилось стереотипное мнение об агрессивном характере самого исламского вероучения. Можно подумать, что христиане не шли на христиан. Самая кровопролитная война прошлого столетия, в которой гибли миллионы приверженцев всех конфессий, была навязана христианским государством христианским же странам.
Но именно в стране, которую имеем в виду, сегодня можно учиться истинной толерантности. Профессор Мюнхенского университета имени Людвига Максимилиана доктор Роланд Пич справедливо утверждает, что свою жизнь, в том числе и жизнь своих верующих граждан, страны не могут ограничивать государственными рубежами. Немцы это хорошо усвоили, и в 50-60-е годы прошлого века стали искать рабочую силу на стороне. При этом рассчитывали на людей, исповедующих не только христианство, как в самой Германии, но и на мусульман. Таким образом страна была открыта для турок. Сейчас, как пошутил доктор Пич, вторым после Стамбула «турецким» городом можно считать Берлин. И здесь иноверцам создали все условия для удовлетворения культурных и религиозных запросов. Обеспечивая турок работой, немцы дали им возможность выполнять религиозные ритуалы. Первым шагом было не строительство мечетей, а выделение всего лишь отдельных молитвенных помещений на предприятиях. Так понимают в Германии толерантность.
Это слово очень даже знакомо и нам. Оно работает и здесь. Государственный советник Президента Узбекистана Зухриддин Хусниддинов перевел этот термин на язык цифр. В республике действуют 2069 религиозных общин 15 конфессий. Безусловно, больше всего мусульманских приходов, их — 1869. Как потом мне с улыбкой говорил иудейский священник Роман Бенсман, что поделаешь, если в иных регионах нет набожных евреев. Значит, нет синагог. Потому их в республике не так много.
Массовый характер приняло паломничество узбекистанцев к святыням ислама. В этом году в связи с мусульманским месяцем Рамазан в Саудовской Аравии побывали 1600 человек. Наши памятливые сограждане могут назвать число паломников из времен всеобщего безбожия — оно до пяти не доходило.
В Узбекистане церковь конституционно отделена от государства. И слава Богу, говорят сами священнослужители. Религия — не департамент какого-то министерства. Тем не менее набожные люди живут по законам страны, где ходят в мечети, церкви, синагоги. И на этот счет существуют международные документы. Тех, к которым присоединился Узбекистан, более пятидесяти. Их назвала с трибуны конференции уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман) Сайера Рашидова. Цепочка: государство-гражданин-религия — находится под внимательным присмотром этой структуры. Не всегда все было безоблачно во взаимоотношениях верующих граждан и государства. Но созданный в Узбекистане устойчивый правовой механизм в сфере реализации свободы совести действует.
Ее выступление стало как бы продолжением, дополнением к докладу кандидата юридических наук, сотрудника Национального центра по правам человека республики, кандидата юридических наук Алии Юнусовой. Она и сама внесла свою лепту в межрелигиозное согласие нашего многоконфессионального государства. Составленный Алией Туйгуновной и выпущенный в этом году сборник «Религия и закон» стал настольной книгой правоведов, богословов, религиоведов. Строго говоря, в этом издании мы видим себя на фоне международного права религиозного характера, сравниваем наши законодательные акты с правовым регулированием религиозных вопросов в других государствах.
Тут хочется еще раз напомнить подзаголовок названия конференции — «На примере Республики Узбекистан». Значит, пример положительный, если именно в нашей стране собрались обсудить вопросы межрелигиозного согласия. Но если все так благостно, то зачем же говорить? Говорить надо, чтобы и впредь мы жили в таком согласии, в котором живут наши предки многие сотни лет.
Потому стоит прислушаться к принятым научно-практической конференцией рекомендациям. Главный вывод форума — не дать проникнуть в наши края религиозно-экстремистским идеям. Для этого нужно активнее использовать межрелигиозный диалог, религиозное просветительство, взаимообогащение культур. Предлагается увеличить время, отведенное в учебных программах среднего и высшего образований, на религиоведение и культурологию, формирующих у молодежи объективное и здравое восприятие этих двух неразрывных составляющих истории народов.
Как положительный пример созидательного сотрудничества в поликонфессиональном обществе предлагается изучить и обобщить опыт Узбекистана.
Рекомендации даются и по журналистской части. Нам советуют повысить качество работы по освещению взаимоотношений между религией и государством в современном мире, вопросов межнационального и межрелигиозного согласия.
Не скрою, и в наш, журналистский огород бросали камешки на конференции. Очень метко попал, например, секретарь епархиального управления Русской православной церкви митрофорный протоиерей Николай Рыбчинский, вспоминая, как освещались недавние скорбные события в московском театральном центре.
Значит, и нам надо учиться толерантности, такту, отсутствие которого может внести сумятицу в столь деликатную сферу. А где учиться? Например, на очередной конференции такого же международного значения «Культура межнационального и межрелигиозного общения», которую рекомендуют провести участники только что закончившейся встречи.
Культура общения… Мы видели такой пример в зале, где проходила конференция. В перерывах в одном людском кругу вели диалог священнослужитель в белой мусульманской чалме, православный протоиерей в высокой оранжевой скуфье, председатель еврейской общины в маленькой черной кипе на голове. У них разные вероисповедания, но разве это повод для разногласий?
Шерали Искандеров.