В древности и средневековье религиозно-мифологическое мировоззрение было господствующим в мире. Но оно не всегда удовлетворяло интерес любознательных людей. Поэтому наиболее пытливые из них все чаще стали задавать себе и другим вопросы «почему?», «как?» и т.д. Они стремились познать разнообразие окружающей действительности, докопаться до истины. Так складывались знания, которые впоследствии стали называть светскими. Таким образом, религиозное мировоззрение не было единственным образом мышления.
Научные знания нередко вступали в противоречие с религиозно-теологическими представлениями, оно перерастало в противоборство двух воззрений. Временами такое противостояние носило жесткий характер, а в ряде стран Европы появилась так называемая инквизиция — специальный трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции. Под флагом защиты интересов веры она вела решительную борьбу против инакомыслия. К примеру, в подписанных в 1163 году папой Александром III, в 1233 году папой Григорием IX и в 1317 году папой Иоанном XXII буллах (постановлениях), точные науки признавались дьявольским искусством, а изучение законов природы рассматривалось как колдовство и беспощадно подавлялось.
И тем не менее в различных частях света в разные эпохи продолжали появляться конструктивные мысли, не вмещающиеся в каноны религии. Люди, зачастую не отрекаясь от религии, постепенно стали осознавать достоинства светских знаний. В Европе этот процесс усилился в XV-XVI веках. Он сменил средневековую культуру культурой нового времени и был назван периодом Возрождения, Ренессанса. Его отличали светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию. Так, скажем, создатель классической механики Исаак Ньютон (XVII в.) обладал божественным разумом.
Такой процесс в разное время и в различных формах, проходил в большинстве стран мира. Свои особенности имело зарождение и становление светских знаний в Центральной Азии.
Изучая историю, можно заметить, что светское и религиозное часто сплетаются. Иногда кажется, что невозможно их разделить, одинаково сильно влияние на ход исторического развития и теологии, и научного мировоззрения. Это особенно заметно в некоторых регионах, где в свое время получил широкое почитание ислам.
Распространение мусульманства в Средней Азии, как известно, происходило методом «кнута и пряника». Во второй половине VIII века после прихода к власти династии Аббасидов в арабском халифате стали больше осознавать необходимость опоры на знания, исторический опыт, достижения науки. В Багдаде — столице халифата — был создан «Дом мудрости», своеобразная Академия наук, где велись научные исследования, изучались труды, созданные на арабском, греческом, персидском, санскрите, сирийском и других языках. В библиотеке «Дома» насчитывалось более 400 тысяч томов рукописей, написанных на многих языках и посвященных гуманитарным и точным наукам. Здесь трудилось немало и наших предков.
Зародившись как течение в арабском мире в VII веке, мусульманство затем волной распространилось на многие страны. Но его аргументация и теоретическое обоснование как религиозного учения происходит в VIII-IX столетиях. В этот процесс существенный вклад внесли имамы аль-Бухари, ат-Термизи, ан-Насои, аль-Мотуриди, аш-Шоши, аз-Замахшари, Бурхониддин Маргилони и другие наши соотечественники. Свои мысли они вложили в разработку концепции ислама, в которой его гуманистический характер стал превалирующим. Философия ислама стала для миллионов верующих важнейшим источником духовного богатства, его культура стала составной частью мировой цивилизации.
В эти десятилетия в регионе одновременно с исламоведением довольно активно развивались светские науки. В этом добром явлении проявилась тяга мусульманства к прогрессу. В Коране, хадисах содержатся призывы к овладению науками. Над главным порталом построенного М. Улугбеком медресе в Бухаре были высечены слова: «Стремление к знанию является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки».
Мухаммад ибн Мусо аль-Хоразми и Ахмад аль-Фаргани посвятили себя изучению светских наук, создали труды по математике, астрономии, географии. Они сделали ряд существенных открытий, признанных в мире. Термины «алгебра», «алгоритм» связаны с именем аль-Хоразми. Аль-Фаргани знаменит, в частности, своей стереографической проекцией, ниломером, обоснованием астролябии, более точным измерением дуги меридиана Земли. Их труды переводились на латынь, считавшейся тогда в Европе общепринятым научным языком, по ней читались лекции в университетах Австрии, Италии и других стран.
Абу Наср аль-Фароби был крупным мыслителем, которого часто называли «вторым Аристотелем». Его трактаты о происхождении знаний, о субстанции, о вечности движения, о метафизике снискали ему уважение среди ученых Востока и Запада. Сегодня нам дороги имена Абу Райхона Беруни и Абу Али ибн Сино, известными своими оригинальными произведениями в области точных и гуманитарных наук. Аль-Беруни первым высказал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца.
Авиценна составил фундаментальную энциклопедию «Канон врачебной науки», которая не потеряла своей ценности и в наше время. Оба были знатоками науки об обществе.
В IX-XII веках в Средней Азии появилась целая плеяда мыслителей и деятелей культуры. В Хорезме работала академия Мамуна, Самарканде, Кеше, Бухаре, Термезе, Ташкенте функционировали «мадрасаи олия», где изучали светские науки и получали религиозные знания.
Английский историк Хильда Хукхем в монографии «Властелин семи созвездий» писала, что в Средней Азии «в десятом и одиннадцатом столетиях вышли блистательные работы по философии, медицине, математике, астрономии, географии, истории, литературе. Эти работы позже стимулировали эпоху европейского Возрождения и обеспечили базу европейской науке на многие столетия вперед».
В те века развитие светской науки шло настолько успешно, что возникла потребность в ее систематизации и классификации. В совершенстве владевший арабским, греческим, персидским и другими языками, Абу Абдулло аль-Хорезми в капитальном труде «Ключи наук» излагает содержание каждой ветви знаний путем сжатого и лаконичного толкования их основных терминов. При этом он отделяет теологические науки от светских и расширяет их круг по сравнению со своими предшественниками. В его системе сначала идут естественные науки, затем математические и божественные, отдельно выделяется логика.
Новый импульс прогрессу дали Амир Темур и его преемники. В Самарканде и других крупных городах были созданы научные центры (мадрасаи олий), учебные заведения. Наука, культура, архитектура находились под покровительством сахибкирана. Его потомки Мирзо Улугбек, Захириддин Бабур, Хусаин Байкара не только всемерно способствовали расцвету этой сферы, но и сами показывали личный и достойный пример. Так, Улугбек составил поразительно точную таблицу 1018 звезд, по его инициативе была создана астрономическая обсерватория, при его поддержке прославились в развитии точных наук Казизаде Руми, Гиясиддин аль-Коши, Али Кушчи и многие другие.
Изучая историю цивилизаций в регионе, можно заметить весьма важное явление. Они способствовали смелому развитию здесь точных дисциплин — математики, астрономии, географии, медицины, появлении корифеев науки, сказавших свое авторитетное слово в светских знаниях. С другой стороны, в этом крае на арену духовной культуры вышли знаменитые в мусульманском мире теологи, убедительно отстаивавшие гуманистические, морально-нравственные черты ислама. Причем светские науки и религиозные знания не противостояли и не отрицали друг друга. Судя по всему в регионе практически все светские ученые уважительно относились к теологии и многие из них были верующими. Они признавали духовные, нравственные аспекты ислама, не выступали против его догматов. В то же время они в научной деятельности рассматривали окружающий мир в свете разума, чаще использовали средства логического мышления.
Однако такое сочетание не всегда проходило мирно, спокойно, доброжелательно. История свидетельствует о том, что в XI веке в Бухаре отдельные верующие выступили против медицинских экспериментов над телами усопших, осуществленных Авиценной. Религиозные фанатики, преследуя свои амбициозные цели, в XV веке в Самарканде разгромили обсерваторию Улугбека. Фанатические выступления имели место и в период трех ханств. Но сила светских знаний в Средней Азии никогда не иссякала. А на стыке XIX и XX столетий в Туркестане зародилось просветительское движение джадидов, основная цель которого заключалась в приобщении к обучению детей и светским, и религиозно-духовным знаниям.
Посол США в Узбекистане Джон Хёрбст недавно писал: «В области математики и точных наук Узбекистан обладает богатым наследием, внося свой вклад в общемировую копилку знаний. Не случайно архивы Института востоковедения имени аль-Беруни в Ташкенте были предложены ЮНЕСКО в качестве центра охраны мировых знаний и цивилизации».
Подчеркнем, что в отличие от воинствующего атеизма, эпоху которого мы преодолели, во многих странах и на континентах планеты известные ученые в области естественных и точных наук с уважением относились и относятся к религиозным конфессиям, находя в исламе, христианстве, буддизме, иудаизме и других вероучениях морально-духовную поддержку. Эта тенденция все больше проявляется в последние десятилетия. Тут, очевидно, многое зависит от мудрости самого человека, а также от подлинно демократической атмосферы в духовной жизни.
Сегодня в суверенном Узбекистане, где создается светское общество, созданы все необходимые условия для овладения и развития современных наук. Плодотворный опыт наших предков, сумевших сочетать в себе энциклопедическую образованность со свободой совести, достоин изучения и подражания. В этом феномене заложен глубокий смысл.
А. Абдунабиев, М. Саидова,
Г. Юсупова.
Преподаватели кафедры
истории Узбекистана
Ташкентского университета
информационных
технологий.