Десять дней на открытой сценической площадке Молодежного театра Узбекистана в рамках международного проекта «Мир без наркотиков» с неизменным успехом проходили представления пластического шоу «Содом и Гоморра XXI».
Мягкими весенними вечерами, когда на темнеющем куполе ташкентского неба проступали первые звезды в прозрачном весеннем воздухе, словно фантастический мираж вставал из небытия древний город со звучным названием Содом.
И на ступени — нет, не театра, а храма к алтарям с чашами, полными живого, трепещущего огня, всходили стройные юноши и прекрасные девы, чтобы прожить «историю вне времени» об отчаянной борьбе с безумием людей на созданной для счастья, но погрязшей во грехах земле. Представить современную трактовку библейской легенды о праведном Лоте, его подруге и испепеленных Богом городах Содоме и Гоморре. Легенды, отчеканенной в строгих сурах Корана и стихах книг Бытия, дабы не были люди народом, потерявшим рассудок, чтобы «уразумели, что с ними будет» «в отсутствии стремления к Добру».
Под неутихающие аплодименты выходили на поклон актеры, в числе которых и автор сценария, режиссер-постановщик Джалол Юсупов, автор музыки Альберт Халмурзаев, балетмейстер Малика Искандарова, еще более утвердившие творческий потенциал театрального коллектива.
Смотрели из трагического прошлого в настоящее Лот (Бабур Юлдашев, Альберт Халмурзаев), подруга главного героя (Васса Васильева, Вера Владимирова), Люцифер (Анвар Картаев) со своей свитой, ангелы (Елена Бурова, Луиза Шамсутдинова) и безмолвно вопрошающий нас о будущем народ (актеры и студийцы театральной Школы драматического искусства). Уходя со сценической площадки, истаивали, как мираж, в зияющем пламени времен.
Писать о постановках Молодежного театра сложно. Невозможно передать словами каждый штрих «обыкновенного чуда» рождения прямо на глазах у зрителей произведения искусства, называемого театральным спектаклем. Творения, возрождаемого каждый раз, словно птица Феникс, творческой энергией, предельной самоотдачей своих создателей, чтобы в новом блеске феерии театрального действа озарить подъемом духа, возвышенной печалью и радостью.
Театр с каждым годом расширяет зрительскую аудиторию. Не удовлетворяясь светом рампы маленького, изрядно потертого временем зала, вырывается под открытое небо, на творческий простор, ищет новый язык, находит новые формы.
Несколько лет назад в его репертуаре появились пластические шоу, положив начало новому театральному жанру. Они построены на движении и музыке, без единого сценического слова, за исключением предваряющего каждый спектакль взволнованного и искреннего обращения к публике самого художественного руководителя, заслуженного артиста Республики Узбекистан Наби Абдурахманова и, как правило, весьма содержательных программок.
Эти спектакли — сгусток артистической энергии, художественного, режиссерского и композиторского замыслов, заряжены мощной силой духовно-эстетического воздействия. Именно таким, «энергетическим», стал спектакль «Содом и Гоморра XXI», премьера которого состоялась 26 мая 2001 года. Свидетельством его успеха уже в двух театральных сезонах служат полные сборы и восхищенные зрительские отзывы.
Фаррух Закиров, народный артист, заместитель министра по делам культуры Республики Узбекистан:
— Просто поражен спектаклем. Замечательно, что в нашей стране есть театр по прямому назначению. Удивительно, как можно «заражать» зрителя, пользуясь при этом минимальными сценическими средствами. Сам был захвачен в течение всего спектакля. Очень хорош главный герой в исполнении Бабура Юлдашева, да и весь актерский ансамбль, играющий с полной отдачей. Спектакль на редкость органичный. На мой взгляд, он еще более выиграл бы от спецэффектов, они использованы лишь на 10 процентов от возможного. Но это вопрос техники и средств. Думаю, что это шоу может стать прекрасным подарком для следующего Международного фестиваля «Шарк тароналари».
Дилором Амануллаева, композитор:
— Получила необыкновенное удовольствие от спектакля. Это совершенно новый жанр в современном театре — музыкальное театрально-сценическое хореографическое произведение. Открыла также для себя нового композитора Альберта Халмурзаева, в творческом багаже которого, как оказалось, музыка к семи детским спектаклям! И хотя по академическим канонам он не имеет профессиональной композиторской подготовки (по словам Альберта, музыкальное образование он получил в чиланзарском дворе, где музицировал с друзьями), в его оригинальной музыке чувствуется профессионализм и мастерство как в формообразовании, так и в стилистике. Музыка А. Халмурзаева лаконична и в ритмическом, и в гармоническом, и в мелодическом планах. Спектакль «не отпускает» ни на минуту. Сочетание музыки и пластики просто прекрасно. Это настоящий спектакль XXI века.
Тамара Санаева.