Новый видеофильм «Верность истине» снят на студии «Узбектелефильм».
Арсенал художественной выразительности телевидения пополняется по мере накопления творческого опыта. Сегодняшняя телевизионная практика говорит о том, что пора заимствования эстетических приемов, неоднократно использованных кинематографом, литературой, театром, прошла. Нынче появляются телепортреты, созданные с учетом синтетической природы искусства малого экрана, его технических и художественных врзможностей. И все же риторический вопрос «как создать телепортрет ученого, поэта, композитора?» не снимается с повестки дня, ибо сложнее всего удается экранизировать мысли, поэтические строки, процесс создания музыки.
Уверен, что создатели фильма «Верность истине» (авторы сценария Эркин Усманов, Саидботир Ахмедходжаев, он же режиссер) искали ответы на эти вопросы. Им на помощь пришел сам герой фильма — Озод Шарафутдинов. Телевизионный рассказчик, остро чувствующий камеру, за которой — миллионы зрителей, слушателей, раскрепощенный и в то же время взволнованно излагающий свои мысли о задачах науки о литературе, о бережном отношении к художнику, об ушедших друзьях и учителях, о живом творческом процессе, о богатом наследии, об участи интеллигенции, подвергшейся геноциду, вызвал интерес у телезрителей.
Зоркий глаз видеокамеры улавливает сам процесс появления мыслей и выражения их словами — емкими, доступными, взволнованными. И заслуга рассказчика в том, что перед собой он видит конкретного зрителя, слушателя, любящего литературу и тех, кто служит ей. Таким образом видеофильм доносит до зрителей важную эстетическую информацию, сосредотачивает внимание общественности на нерешенных проблемах.
— Навои — наша гордость! Но все ли знают его? Нет! Далеко не все читают его. Считают его недоступным. Не согласен. Будьте чуть внимательнее к тексту, потрудитесь понять глубину поэтического строя, — говорит Озод-ака и, читая строки Навои, восклицает: «Что же здесь непонятного!?» А после небольшой паузы напоминает о том, что в Грузии приданое невесты не считается богатым, полноценным, если в нем нет поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Ни одна культура не может развиваться в условиях самоизоляции. Процесс взаимодействия, взаимообогащения национальных культур неизбежен. Испокон веков народы учились друг у друга — эти размышления исследователя особенно актуальны.
Герой фильма не сглаживает реально существовавшие конфликты. Откровенно говорит и о своих просчетах, выразившихся в осознанном или неосознанном восхвалении отдельных произведений художественного слова.
Его умные глаза, доброжелательный взгляд, искренняя улыбка в минуты душевной беседы со своей супругой приковывают внимание. Мы видим высокий интеллект, культуру, эмоциональное состояние рассказчика.
Один из литераторов был категорически против издания книг Чулпана. Только после моей смерти может быть издан Чулпан, говорил он. «Но, вопреки его желанию, книги Чулпана удалось выпустить при этом здравствующем противнике поэта», — говорит Шарафутдинов. О своих заслугах в полной реабилитации Чулпана ученый не говорит. Но мы знаем о том большом объеме творческой, организационной работы, которую он проделал для того, чтобы решать вопросы реабилитации Чулпана и его сподвижников.
Привычная домашняя обстановка, ограниченность физического действия, статичность кадров вовсе не сковали ученого.
Особенно содержательны крупные планы-портреты
О. Шарафутдинова, снятые оператором с любовью, чувством глубокого уважения к своему герою. Сказалось и то, что у этого книголюба, мастера художественного слова, наставника молодых ученых, единомышленника лучшей части интеллигенции было что сказать миллионам, которых он видел за камерой. И это чувствовалось во многих страницах телеповествования.
Метафорическое начало отсутствует в фильме. Между тем, беспокойство ученого, его ретроспективный взгляд в далекое и недавнее прошлое, суждения о высокой миссии литературы и науки о ней, о сложностях жизни, об ушедших друзьях и учителях открывали простор для поиска и широкого использования иносказательных, образных форм выражения.
Озод Шарафутдинов — наш современник, удостоенный высокого звания «Герой Узбекистана». В вечер знакомства с ним дистанция между героями экрана и телезрителями сократилась до минимума за двадцать минут эфирного времени.
Эти мгновения порадовали нас и в то же время напомнили о нерешенных проблемах современного телевизионного кино.
Думается, что такие сюжеты заслуживают и многокамерных съемок (в этом была необходимость), и специально написанной музыки, и применения более сложных монтажных приемов. Такие пожелания я адресовал бы не столько авторам, режиссеру, сколько студии, которая призвана заботиться о полном техническом обеспечении съемочной группы, быть внимательной к отснятому материалу.
Хамидулла Акбаров.