Домой » Закон » УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О мерах по поэтапному введению системы декларирования совокупного дохода физических лиц
В соответствии с постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 года
№ 321-II «О внесении изменений в постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24 апреля 1997 года № 397-1 «О порядке введения в действие Налогового кодекса Республики Узбекистан» и в целях обеспечения поэтапного введения в республике системы декларирования совокупного дохода физических лиц:
1. Признать целесообразным осуществление в период 2002-2005 годы комплекса подготовительных мер по поэтапному введению в Республике Узбекистан системы декларирования совокупного дохода физических лиц, соответствующей общепринятым международным нормам.
Государственному налоговому комитету, Министерству финансов Республики Узбекистан в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров конкретную программу мер и график на период 2002-2005 годы, обеспечивающие поэтапное введение системы декларирования совокупного дохода физических лиц, по доходам, полученным с 1 января 2003 года.
2. Кабинету Министров Республики Узбекистан с привлечением заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций, зарубежных экономических структур и экспертов в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Олий Мажлис Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О декларировании совокупного годового дохода физическими лицами».
3. Определить, что:
при разработке и реализации механизма декларирования совокупного дохода категорически не допускаются нарушение конституционных и имущественных прав граждан, разглашение сведений о размерах их доходов и имущества, вмешательство в частную жизнь граждан и другие злоупотребления и нарушения;
должностные лица, допустившие нарушение порядка использования информации и материалов, связанных с доходами и имуществом физических лиц, привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной.
4. Принять к сведению, что в соответствии с действующим законодательством в настоящее время подлежат декларированию доходы физических лиц, получаемые не по основному месту работы, а также доходы от осуществления разовых операций (торговля, работа, услуги) физическим лицом без его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
5. Предоставить право Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан до введения системы декларирования совокупного дохода физических лиц выборочно проводить в порядке эксперимента работу по отработке системы добровольного декларирования доходов граждан.
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан глубоко изучить практику декларирования доходов физических лиц в зарубежных странах и с ее учетом проработать механизмы стимулирования добровольного представления декларантами сведений о своих доходах, а также меры их ответственности, включая применение предусмотренных законодательством санкций за не представление необходимых сведений и умышленное сокрытие доходов.
6. Установить, что наличные средства граждан, размещаемые на депозитные счета в коммерческих банках республики, не подлежат декларированию и не требуют подтверждения источников их происхождения.
7. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан:
совместно с Министерством финансов и Министерством юстиции Республики Узбекистан, Телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить в средствах массовой информации проведение широкой разъяснительной работы среди населения о целях введения системы декларирования совокупного дохода физических лиц;
создать до 1 июля 2003 года при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан Центр обработки деклараций о доходах (источниках доходов), представленных физическими лицами, и другой информации, связанной с декларированием, предусмотрев оснащение его необходимой техникой для обработки деклараций;
до 1 сентября 2003 года обеспечить разработку и опытную эксплуатацию программных продуктов, позволяющих представлять в налоговые органы сведения на электронных носителях и их обработки в целях налогового контроля.
8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан У.Султанова.
9. Настоящий Указ опубликовать в печати.
Президент Республики Узбекистан
И. Каримов.
город Ташкент, 5 сентября 2002 года.

КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по поэтапному введению системы декларирования совокупного дохода физических лиц»
Во всех экономически развитых странах, где действуют принципы рыночной экономики и свободы предпринимательской деятельности, широко практикуется обязательное декларирование гражданами своих доходов. Заполнение декларации о доходах является неотъемлемым условием при уплате гражданами налогов, а также при совершении крупных финансовых сделок, связанных с покупкой домов, земельных участков и недвижимости, ценных бумаг и других дорогостоящих предметов. Одним словом, декларация требуется там, где необходимо подтвердить легальность, законность источников доходов граждан.
Главным условием существующей в зарубежных странах системы декларирования является, с одной стороны, добровольность заявления самих людей о своих доходах и источниках их получения. С другой стороны, существует сильная законодательно закрепленная система экономических санкций и штрафов, вплоть до уголовной ответственности, за непредставление декларации, сведений об источниках денежных средств, израсходованных на приобретение имущества, за умышленное занижение своих доходов или их сокрытие.
Декларирование доходов граждан является одним из действенных средств в борьбе с теневой экономикой, незаконным оборотом денежных средств, коррупцией и взяточничеством, другими преступлениями в экономической сфере.
Надо признать, у нас, к сожалению, сложилась такая ситуация, когда много говорится о необходимости ведения решительной борьбы с коррупцией и незаконными доходами, сокрытием наличных денег, поступающих в результате торгово-посредниче-ской деятельности, но в то же время не принимаются конкретные меры по внедрению общепринятого в мировой практике механизма, который подрубал бы корни взяточничества, содействовал ликвидации всех источников, которые создают почву для теневой экономики, питают внебанковский денежный оборот.
Необходимо учесть, что без введения декларирования доходов, создания устойчивой системы добровольного заявления граждан о своих доходах и источниках их получения, а также без отработки мер наказания тех, кто уклоняется от предоставления сведений о своих доходах, трудно представить себе всю работу по борьбе с коррупцией и теневой экономикой.
Именно поэтому, исходя из сложившегося опыта развитых стран, где вся эта работа опирается на законодательные, правовые нормы, такая система должна активно создаваться и у нас в республике.
Кроме того, с переходом на рыночные отношения открывается возможность для населения более широко раскрывать свои способности, реализовывать себя в различных сферах экономики и получать доходы из различных законных источников.
В республике проводится большая работа по стимулированию частного предпринимательства, развитию малого и среднего бизнеса, либерализации экономики, снятию ограничений по оплате труда, сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий. Все это направлено на то, чтобы создать людям возможность активно трудиться и своим трудом больше зарабатывать. В этой связи актуальным становится усовершенствование механизма учета доходов населения, контроля законности их получения и полноты уплаты налогов, что также обусловливает необходимость введения системы декларирования доходов.
В то же время, в целях исключения фактов посягательства на личную собственность или ограничение прав и свобод граждан в Указе определено, что при разработке и реализации механизма декларирования доходов категорически не допускаются нарушение конституционных и имущественных прав граждан, разглашение сведений о размерах их доходов и имущества, вмешательство в частную жизнь граждан и другие злоупотребления и нарушения. В случае, если должностные лица нарушили порядок использования информации и материалов, связанных с доходами и имуществом физических лиц, они должны быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной.
Поэтому вся система декларирования доходов строится на законодательной основе. Поручено Кабинету Министров Республики Узбекистан с привлечением заинтересованных структур и специалистов разработать и внести в Олий Мажлис проект Закона «О декларировании совокупного годового дохода физическими лицами».
Учитывая, что создание системы декларирования доходов требует глубокого изучения зарубежного опыта, соответствующей подготовки населения, принятия необходимой законодательной и нормативной базы, осуществления целого комплекса организационных мер, принято решение ее вводить поэтапно, в период 2002-2005 годы.
В то же время налоговым органам предоставлено право уже до введения системы декларирования доходов физических лиц выборочно проводить, в порядке эксперимента, работу по отработке системы добровольного декларирования доходов граждан, а также определению мер их ответственности, включая применение предусмотренных законодательством санкций за непредставление необходимых сведений и умышленное сокрытие доходов.
Следует отметить, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством уже подлежат декларированию доходы физических лиц, получаемые не по основному месту работы, а также доходы от осуществления разовых операций (торговля, работа, услуги) физическим лицом без его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В целях стимулирования граждан вкладывать свои сбережения в банки, обеспечения реализации мер по сокращению внебанковского оборота денежных средств в Указе отражено, что наличные средства граждан, размещаемые на депозитные счета в коммерческих банках республики, не подлежат декларированию и не требуют подтверждения источников их происхождения.
Для улучшения информационного обеспечения налоговых органов предусматривается создание до 1 июля 2003 года при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан Центра обработки деклараций о доходах (источниках доходов), представленных физическими лицами, оснащение его необходимой техникой.
Введение в республике системы декларирования совокупного дохода физических лиц дает возможность легализации доходов, служит заслоном для теневой экономики, способствует созданию более благоприятных условий для развития частного предпринимательства, является объективным и необходимым условием формирования цивилизованных рыночных отношений.