Домой » Май » В НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЕМ ОДНИХ

В НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЕМ ОДНИХ

Там пролетит стальная птица
Небывалые проливные дожди в апреле не на шутку встревожили начальника производственно-коммерческого отдела Авиакомпании специальных авиационных работ (САР) Юрия Пиманова. Неспроста же в конце марта поступило правительственное постановление «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации последствий, связанных с пропуском паводковых и селевых потоков, оползневыми явлениями», в котором наряду с другими мероприятиями указывалось непосредственно авиаторам «проводить систематические контрольные облеты зон, а также состояния прорывоопасных высокогорных озер».
Команда готовить вертолет сергелийской авиаэскадрильи пошла в летный отряд задолго до поступления заказа от Главгидромета на проведение облетов территорий риска. Экипажи командиров воздушных судов Анатолия Патрушева и пилота-инструктора Шарафа Ашурова во главе с командиром звена Алексеем Диковым быстро прошли предполетную подготовку, изучили районы облета и вместе с представителями МЧС и Гидромета вскоре легли на курс. Хорошо поработали над горными реками и озерами в Ферганской долине, Ташкентской и Сурхандарьинской областях. Выводы о положении водных потоков и их дальнейшем поведении сделали летавшие с экипажем специалисты. Но винтокрылой машине еще не раз пришлось обследовать местность возможных неприятностей. Вертолет и сегодня, как говорят летчики, в дежурном режиме, то есть готов в любую минуту на вылет.
Экологические проблемы пришлось недавно решать вертолетчикам на аральском острове Возрождения. Туда необходимо было перебросить землеройную технику и транспорт. Здесь экипажи Игоря Ермакова и Хасана Мадаминова под руководством заместителя командира авиаэскадрильи Игоря Коломейцева и командира звена Гани Хасаншина провели сложнейшие полеты с подвеской, на которой перевозились многотонные грузы. Подобные операции доверяют наиболее подготовленным высококлассным пилотам. Бесперебойную работу воздушным судам обеспечили бортмеханики Ришат Хабибуллин и Эрик Хабибов.
А пока несколько МИ-8 заняты в разных концах республики. В аэропорту Сергели готовится звено этих машин для проведения операции «Черный мак». Задача тоже сложная: осуществить контрольные полеты с целью выяснения, где и сколько выращено «травки», десантировать сотрудников милиции, которые непосредственно ее уничтожают.
В середине мая один вертолет направится в район северного Устюрта на предмет подтверждения предполагаемых учеными, геологами и разведчиками месторождений и запасов нефти и газа. Его экипаж тоже готов к вылету.
vertolet
Охотно используют винтокрылые машины Министерство здравоохранения в случае заболевания людей в высокогорных районах. Арендуют вертолеты Главное управление лесного хозяйства Минсельводхоза, газовики и другие. Есть и любители — горнолыжники, и свои, и иностранные. Их клубы арендуют вертолеты для доставки питомцев на высотные трассы Чимгана. Словом, работы у сергелийских вертолетчиков немало. Хотя тем парком, что сохранился до наших дней, можно было бы делать значительно больше. Но для кого-то это дорогое удовольствие, а для иных — хлопотное.
Над полями да над чистыми
Одно время развернулась кампания против использования авиации при подкормке озимых, распылении ядохимикатов в борьбе с сорняками и сельхозвредителями, на дефолиации хлопчатника. Сегодня в ходу яды, не вредные для здоровья человека. Кроме того, с вредителями растений распыляется и трихограмма. А авиация обеспечивает все эти агротехнические приемы в короткие сроки и на больших площадях. Вот и пришли к выводу дальновидные хозяйственники, что там, где, действительно, время — на вес золота, а период от посева до уборки быстротечен, стали вновь заказывать самолеты Ан-2.
Юрий Пиманов охотно рассказывает, где и как трудятся «аннушки» сегодня. Более 30 самолетов летают над хлебными нивами в Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской, Кашкадарьинской и Наманганской областей. С помощью малой авиации к началу мая обработано более ста тысяч гектаров посевов зерновых. Эта массовая операция будет закончена во второй половине мая.
Эльмар Хасаншин, Александр Бутиков завершили подкормку и уже ведут борьбу с сорняками в хозяйстве имени Усмана Насыра Акалтынского района и налетали уже по 200 часов, обработав более шести тысяч гектаров каждый. Экипаж в составе командира Олега Сивтова и второго пилота Мурада Худайбердыахунова те же операции провел в хозяйстве имени Темура Малика Шараф — Рашидовского района Джизакской области, а в Зарбдарском районе в хозяйстве «Шарк юлдузи» неплохо поработал бухарский экипаж Владимира Чуданова. И на их счету тоже по шесть тысяч гектаров.
— Уже завершил работу на точке «Сырдарья центральная» экипаж Александра Очилова, — говорит командир второй самолетной эскадрильи Сергей Скоробогатов. — Отличились здесь и экипажи Анвара Эшева, а в Самаркандской области — звено Андрея Кормишина.
Уже поступил заказ на сев риса в Каракалпакстане. Экипажи десяти крылатых машин Нукусского, Бухарского, Каршинского и Самаркандского подразделений САР уже готовятся к этой непростой операции. Кстати, сев риса с помощью авиации пройдет и в Ташкентской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской областях.
С некоторыми экипажами удалось познакомиться на базе в Сергели. Вот на тренажер ТПМ-3 «Ан-2», где хозяйничает инструктор, опытнейший авиационный химик, пилот первого класса, прошедший в отряде путь от второго пилота до командира эскадрильи, Николай Миняйлов принимает экипаж двух командиров воздушных судов — внештатного пилота-инструктора Сергея Капелаша и Ильшода Хасаншина (первый учит молодого летать в производственных условиях). Николай Павлович дает им положенную ежеквартальную тренировку согласно программе подготовки летного состава. Предварительно проводит предполетную подготовку.
После полуторачасового обучения Николай Павлович делает разбор полета и отметку в задании на тренировку о готовности экипажа к полетам. В период подготовки к весенне-летней навигации по графику в феврале-марте все экипажи посетили тренажер. В квартал Николай Павлович принимал до ста человек.
— А всего сейчас на подкормке озимых на оперативных точках Ферганской долины и Ташкентской области заняты 13 бортов, — говорит командир Сергелийского летного отряда Рафик Кузаев. — Четыре ушли на борьбу с сорняками и вредителями сельхозкультур в Самаркандскую область, один с той же целью — в Бухарскую. До середины июля работы по зерну и рису, борьбе с саранчой, что пробивается кое-где, хватит до самой дефолиации.
Есть и проблемы
— Потребность самолетов для проведения авиахимработ возрастет, спрос большой, но… парк техники неумолимо стареет, а на приобретение новой нет валюты, — продолжил разговор Юрий Васильевич Пиманов. — Наладили восстановление «аннушек» на Ташкентском авиаремонтном заводе, но надо решать проблемы с винтами, аккумуляторами, двигателями. Мы могли бы заказать польскому предприятию десяток-другой «аннушек», да душит дебиторская задолженность. Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари», дочерним предприятием которой мы являемся, пытается решить этот вопрос, но пока, как говорят, «воз и ныне там».
Есть проблемы и со стимулированием труда пилотов, а тем более инженерно-технического и диспетчерского состава. В авиации труд, связанный со сложной техникой, риском для жизни людей, всегда оплачивался высоко. Но что такое 30 тысяч сумов сегодня для молодого летчика и гарантированный налет 25 часов? Правда, асы-вертолетчики получают больше, но ведь в их заработок входит классность, допуски работы в сложных условиях вплоть до международных норм.
Есть проблемы и у химиков. Не каждое хозяйство смогло создать им надлежащие условия. А полеты над полями на высоте… пять метров — разве не риск?
Дело доходит до парадоксов. Стюардесса в первоклассном лайнере получает больше, чем командир отряда или эскадрильи малой авиации (хотя класс вертолетов тоже первый). Видимо, есть серьезная проблема для Минфина, Минтруда и Налогового комитета. Ведь увольняются пилоты только из-за материальной необеспеченности. При мне начальник штаба летного отряда Юрий Краюшкин принес на подпись командиру пачку летных свидетельств. Спрашиваю: «На продление?» «Нет, на увольнение». Вот и получается, что трудятся пилоты малой авиации на совесть, летая на устаревающей технике, а достойной компенсации за свой труд не получают.
Грустное впечатление производит и территория, где располагается офис дочерней компании: давно неремонтированные гаражи, ржавые ворота, ветшающие подсобные постройки наземных служб, проржавели тепляки авиатехнической базы.
Такого, когда здесь лет 15-20 назад располагался объединенный авиаотряд, не было. Пытался встретиться с директором компании «САР» Равшаном Ибрагимовым, чтобы поговорить о перспективах улучшения положения пилотов и техников. Но он за весь день не нашел минуты, чтобы принять корреспондента. На ходу посоветовал обратиться к Юрию Пиманову. Юрий Васильевич — крупный специалист спецавиаработ. Даже проблемы ГСМ и организации дела решает. Да, на местах кадры решают многое. Вот и трудятся авиаторы на благо земли родной.
Борис Палацкий.
Корр. «Правды Востока».