Домой » Наука и образование » ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

С обретением независимости Узбекистан избрал собственный путь и осуществляет строительство нового демократического правового государства с устойчивой социально-ориентированной рыночной экономикой. В соответствии с Законом «Об образовании» оно было провозглашено приоритетной сферой общественного развития, удовлетворяющей экономические, социальные, научно-технические и культурные потребности личности, общества и государства. Реализуемая в Узбекистане Национальная программа по подготовке кадров, модель которой была разработана Президентом Исламом Каримовым, не имеет аналогов в мире, признана уникальной. И действительно, анализ опыта реформирования в этой сфере, имеющийся в развитых странах, говорит о том, что преобразования, как правило, осуществлялись там только в образовательной системе. Вне поле зрения оказывались другие, не менее важные, участники процесса подготовки и использования кадров — личность, государственные и общественные институты, производство, наука.
Проводимые в нашей республике образовательные реформы отличаются особой масштабностью. Особенность «узбекской модели» подготовки кадров заключается в ее целостности, создании системы непрерывного обучения. Начинаясь со школы, профессиональных колледжей и академических лицеев, она не заканчивается в вузе или аспирантуре, а включает в себя также структуры переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов.
— Сегодня вся мировая система образования строится на использовании информационных технологий. Какова обеспеченность наших учебных заведений компьютерной техникой и доступом к мировым сетям?
— Освоение информационных технологий является важнейшим фактором экономического и социального развития любой страны. Высокий уровень использования информационных технологий и Интернета вызывает так называемый взрывной эффект и бум в экономике. Ее структура меняется в сторону развития малогабаритных, малотоннажных, малоресурсоемких, высокотехнологичных предприятий, выпускающих конкурентоспособную и удобную для транспортировки продукцию. Решается и проблема занятости молодежи. Молодые специалисты могут с помощью Интернета находить работу на мировом рынке и плодотворно трудиться, не меняя места жительства.
Особенно актуально использование информационных технологий в системе образования, о чем неоднократно говорил Президент Ислам Каримов. Компьютер стал для нас уже привычным средством обучения и получения информации. Новый стимул дало постановление Кабинета Министров «О мерах по организации разработки программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001-2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам. Сегодня учащиеся еще в школе приобретают навыки работы с компьютером, а затем, при поступлении в лицей, колледж или вуз, уже более углубленно изучают виртуальные технологии. Особое значение придается этому в технических учебных заведениях, ведь сегодня без информационных технологий невозможно представить современное производство, они широко используются во всех сферах экономики.
В каждом вузе разработана и осуществляется собственная программа по развитию информационных технологий. Они располагают компьютерными классами, во многих созданы локальные сети. Доступ к Интернету обеспечивается не только профессорско-преподавательскому составу, но и студентам, аспирантам, научным работникам. Начат перевод на электронные каталоги вузовских библиотек. По ряду дисциплин обучение уже ведется с помощью электронных учебников. Для преподавателей, еще не владеющих компьютерной грамотностью, действуют специальные курсы. Не знающим иностранные языки работать в Интернете помогают компьютерные автопереводчики.
Мировые сети в основном содержат и пополняются информацией на английском языке. Поэтому значительно больше внимания уделяется его изучению. Так, в ряде крупных вузов занятия по отдельным предметам ведутся на английском с предварительной раздачей текстов лекций на узбекском и русском языках. В ближайшее время планируется расширить эту практику. Для лучших по успеваемости студентов будет введено дополнительное бесплатное углубленное изучение английского языка и информационных технологий.
Эту работу координирует Центр развития информационных технологий и дистанционного обучения. Он был создан в прошлом году при нашем министерстве — в соответствии с соглашением о сотрудничестве с Мерилендским университетом (США), который считается одним из мировых лидеров в области информационных технологий и дистанционного обучения.
— Качество получаемых знаний во многом зависит от качества учебного материала и от профессионализма педагогов. Саидахрор Саидахмедович, расскажите пожалуйста, что делается сегодня для решения этой проблемы?
— На первом этапе реализации Национальной программы мы создали фундамент новой системы образования, и теперь предстоит повысить его качество. Действительно, во многом оно зависит от двух причин — свободного доступа учащихся к необходимой качественной информации и уровня подготовки педагогов.
В рамках новой модели образования формируется система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Сегодня, по статистике, в этом нуждаются более 500 тысяч педагогов. Представьте себе, какие средства и сколько времени нужно для выполнения этой задачи! Ведь процесс повышения квалификации заключается не только в ознакомлении с новой узкоспециализированной информацией по тому или иному предмету. В нынешних условиях от преподавателей требуется освоение новых методов работы со студентами, владение хотя бы одним иностранным языком, компьютерными технологиями и Интернетом.
Главным способом комплексного решения этой проблемы может стать повсеместное внедрение дистанционного обучения. Оно позволит восполнить отсутствие достаточного количества высококвалифицированных преподавателей в регионах. Уровень знаний студентов мало будет зависеть от неспособных, нетворчески относящихся к своему делу педагогов, которые, к сожалению, встречаются еще в наших учебных заведениях. Кроме того, они сами, в ходе учебного процесса, станут повышать свою квалификацию — ориентируясь на виртуальные лекции лучших профессоров. То есть 2-3 высококвалифицированных педагога по каждому предмету займутся разработкой образцовых лекций с учетом международных стандартов, затем их будут распространять повсеместно и транслировать во время занятий в аудитории или самостоятельной работы. По этой же схеме и для преподавателей будут организованы занятия. Таким образом, соблюдаются два важнейших условия: значительно сокращаются сроки подачи учащимся новой и качественной учебной информации и, одновременно, налаживается процесс массового непрерывного повышения квалификации педагогов без отрыва от обучения учащихся. К тому же, со временем отпадет необходимость в огромном количестве преподавателей, а значит, больше внимания и средств можно будет уделять повышению качества их профессиональной подготовки.
— Какими еще преимуществами обладает дистанционный метод обучения?
— С внедрением дистанционного метода меняется сам подход к образованию. Уже не студент едет в центральные и зарубежные учебные заведения за качественными и новыми знаниями, а знания перемещаются на периферию, к месту его проживания и обучения. Снимаются территориальные ограничения в получении образования. Находясь даже в самых отдаленных регионах республики, можно будет заниматься у лучших отечественных и иностранных профессоров, при этом в удобное для себя время. Повысится в несколько раз и эффективность занятий, процент успеваемости за счет возможности многократного повтора, наглядности и потому более легкой запоминаемости материала. На усвояемость информации влияют и различные способы его подачи, включая использование мультимедийных программ. Устанавливается контроль за качеством занятий в аудиториях, они становятся «прозрачными» и сравнимыми. Развивается конкуренция между преподавателями. Отпадает необходимость в диктовке лекций, а значит, значительно сокращаются непродуктивные затраты времени в ходе получения знаний.
Очень важно, что дистанционному образованию, как правило, сопутствует предварительная самоподготовка, которая развивает у учащегося самостоятельное творческое мышление. В корне меняется понятие лабораторных работ, учебных мастерских и практических занятий в колледжах и лицеях. При отсутствии современного учебного оборудования и новых технологий можно демонстрировать и имитировать их работу в видео- и мультимедийных системах. Это позволит сэкономить сотни миллионов долларов на приобретении такого оборудования и его установку, которое, к тому же, в наш научно-технический век быстро морально и физически стареет. Дистанционное обучение дает также возможность проводить в качестве дополнительного образования краткосрочные курсы и тренинги для широкого круга специалистов, с получением впоследствии сертификатов международного образца по отдельным дисциплинам.
Другими становятся и учебники — электронными. Они не требуют расходов на бумагу, краску, издание, транспортировку. Но главное — сегодня мы стремимся постоянно обновлять учебную литературу так, чтобы она отвечала требованиям времени и отражала изменения, происходящие в обществе. В вузах, колледжах и лицеях обучение сегодня идет почти по 7,5 тысячи предметам. Сколько времени понадобится издательствам республики, чтобы обеспечить их современными учебниками? Кроме того, ведь есть еще много узких специальностей, которые изучает небольшое количество студентов — к примеру, в магистратуре по 20-25 человек. Выпускать отдельно для них литературу издательствам просто нерентабельно. Конечно, мы нашли выход, который на первое время поможет восполнить нехватку учебников, — снабжаем учебные заведения прошедшими экспертизу размноженными текстами лекций лучших преподавателей в печатном или электронном вариантах. Однако лишь дистанционное обучение и применение информационных технологий способны кардинально и в короткие сроки изменить ситуацию.
Использование электронных учебников позволяет быстро, качественно, с наименьшими издержками обновлять учебный материал, что особенно важно для дисциплин социально-гуманитарного, экономического профиля и изучения новых технологий. Но чтобы такая виртуальная информация стала широко доступной, необходимо провести, в свою очередь, и преобразование библиотек учебных заведений, открыть им доступ в Интернет, снабдить их фонды электронной литературой на компакт-дисках и соответствующими каталогами, а затем объединить их всех в общую сеть.
Решается также проблема материально-технического обеспечения учебных заведений. За счет внедрения дистанционного метода подготовки кадров затраты на проживание, питание, транспортные расходы иногородних учащихся и приглашение преподавателей для чтения лекций снизятся в 10-15 раз. Высвободившиеся средства можно будет использовать более рационально, направить на повышение качества образования.
distanobr
Развитие обучения в виртуальной среде — это дело действительно очень важное для нашей республики. Ведь, по подсчетам, сегодня около 10 миллионов человек являются субъектами сферы образования. К ним относятся школьники, учащиеся колледжей, лицеев, студенты, преподаватели, а также специалисты, нуждающиеся в новых знаниях, повышении квалификации. Особые преимущества такое обучение предоставляет одаренной молодежи. Учащиеся колледжей, лицеев и вузов смогут пользоваться уникальными фондами известнейших университетов мира — Кембриджа, Гарварда, МГУ, российского Технического университета имени Баумана, Массачусетского технологического университета и других. Одаренным юношам и девушкам будет дана возможность изучать отдельные предметы по лучшим образовательным стандартам этих учебных центров, которые яляются их «ноу-хау» и имеют статус изобретения.
Для налаживания системы такого обучения нужно создать инфраструктуру дистанционного образования — то есть необходимое количество компьютеров с соответствующим программным обеспечением объединить в сети. К примеру, в виртуальной среде американского университета Мериленда сегодня проходят подготовку более 250 тысяч человек. А координацией их обучения занимается небольшой специализированный центр с 50 служащими. Такие же центры дистанционного обучения действуют в Вестминстерском университете (Великобритания) и нидерландском университете «ФОНТИС». Кстати, в соответствии с недавним постановлением Кабинета Министров, в Ташкенте скоро будет открыт Международный Вестминстерский университет, одной из основных сфер деятельности которого станет дистанционное обучение.
— Однако сегодня наши учебные заведения — не только расположенные в районах, но и областные, и даже столичные — не располагают таким количеством компьютеров, чтобы включить в систему виртуального обучения 10 миллионов человек. Наверное, решить эту задачу непросто?
— Несмотря на кажущуюся сложность и масштаб, проблема вполне решаема. Ведь как в развитых странах достигли всеобщей компьютеризации? Проработавшие год-два компьютеры марки Pentium небольшой мощности из высокотехнологичных отраслей, предприятий, финансовых организаций, где такие машины уже не справляются с задачей, бесплатно или по сниженной цене передают в образовательные учреждения. При том это не изношенные или устаревшей модификации компьютеры, а достаточно современные и, безусловно, пригодные для дистанционного обучения. Такую же схему уже начали применять и в нашей республике. Так, по распоряжению Кабинета Министров Министерство финансов и банки передают подобные компьютеры в колледжи, лицеи и вузы. По мере обновления компьютерного парка этих учебных заведений их старые машины можно будет передавать в школы и дошкольные учреждения. Они вполне подойдут для изучения азов компьютерной грамотности.
Поддержку в компьютеризации и внедрении дистанционного обучения окажут и зарубежные партнеры министерства, с которыми установлены взаимовыгодные связи. К ним, например, относятся университеты «ФОНТИС» и Мерилендский. В прошлом году нами были подписаны соглашения, целью которых является внедрение Программы дистанционного обучения в учебный процесс лицеев, колледжей и вузов Узбекистана. Эти университеты намерены передать нашему министерству более 5 тысяч компьютеров марки IBM PC Pentium 2, после предварительной их экспертизы на качество. Они будут снабжены сетями и самым совремеменным программным обеспечением, которое подчас стоит дороже самого компьютера. В течение трех лет около 2 тысяч преподавателей средних специальных и высших учебных заведений республики получат возможность пройти повышение квалификации по информационным технологиям и работе с Интернетом. Все это станет фундаментом для создания в Узбекистане системы дистанционного обучения. Кроме того, недавно Мерилендский университет предложил схему бесплатного пользования Интернетом для всех учебных заведений нашей республики, с учетом соблюдения норм информационной безопасности. Мощность линии оптоволоконной связи, которая проходит через Узбекистан, позволяет осуществить этот проект. Так что дистанционное обучение, отвечающее международным стандартам образования, скоро станет для республики реальностью.
Беседу вела Анна Иванова.
Корр. УзА.