Узбекистан является одной из немногих стран на постсоветском пространстве, который не растерял завоеванных позиций и во многом сохранил свой интеллектуальный кинематографический потенциал. Состоявшийся в Республиканском Доме кинематографистов премьерный показ нового фильма «Дильхирож» (название мужского танца) показателен в этом отношении и стал, безусловно, явлением в культурной жизни страны.
Публика в буквальном смысле рвалась в зал. Подобное в столице на моей памяти случалось лишь в лучшие дни ташкентских кинофестивалей. На просмотр пропускали только по специальным пригласительным билетам, и тем не менее оба зала Дома кино не сумели вместить всех «проникших». Еще человек двести стояли в проходах. И публика была вознаграждена: она посмотрела хорошее кино. В течение всего просмотра в зале неоднократно раздавались аплодисменты. Зритель искренне сопереживал героям фильма, тема которого близка и знакома каждому.
Действие картины происходит в глубинке, где, кажется, ничего особенного произойти не может. Обычная жизнь, внешне ничем особым непривлекательная. Но за этой внешней обыденностью скрывается та нравственная сила, та мудрость народа, которая притягивает и не отпускает, если ты по-настоящему принадлежишь этой земле.
Безусловно, фильм о большой и искренней любви, но не только о ней. Картина — о познании самого себя, о том пути, который нужно пройти в постижении истины. При этом фильм не нравоучительный, и это очень важно. Мягкий, добрый житейский юмор переплетается в ленте с мощной философской интонацией. Вложенные в уста старухи небольшие комментарии серьезно меняют тональность картины, заставляют размышлять и сопереживать.
По жанру это кинолента — не просто лирическая комедия. Это фильм-метафора. Практически все события происходят на фоне могучего дерева, на нем держится дом. Есть и другое дерево, посаженное в честь рождения героя, и с этим символом можно провести много параллелей.
Добротна операторская работа под руководством Хотама Файзиева, великолепно выполнены декорации художника Бобура Исмаилова, помогающие воспринимать действие на экране, как и мелодии Жамшида Изомова, прекрасный актерский коллектив. Нельзя не отметить игру молодых артистов Севинч Муминовой и Алишера Хамраева, а также мастерство Фархада Абдуллаева, Фотиха Жалилова и, безусловно, представителей старшего поколения Тути Юсуповой и Зикира Мухаммеджанова.
Молодой, но уже опытный режиссер фильма Юсуф Розыков сумел вместе с коллегами воплотить на экране хороший литературный материал, написанный им совместно с талантливым писателем Эркином Агзамом.
Следует признать, что в картине есть и отдельные недостатки. Определенные вопросы есть к сценаристам, к режиссеру, композитору, к актерам и даже к гримерам. Но и они не смазывают общего впечатления о картине, излучающей свет добра и позволяющей проникнуться еще большей любовью к своему народу, мудрому и жизнелюбивому.
Фархад Хамраев.