Только что в иудейских общинах отметили «Субботу Суббот», Йом Кипур, день искупления за минувшие дурные дела. В минувшую субботу наступил Суккот. Впрочем, все свои праздники набожные евреи встречают накануне, в пятницу. Это веселое торжество будет продолжаться восемь дней.
В Суккот евреи покидают свой кров на неделю и живут в шалашах. Это делается в память о времени Исхода. Шалаш — ненадежный кров. По преданию, во время исхода евреев из Египта Всевышний послал им такую крышу над головой, чтобы знали они, что присутствие Бога в нашем жилище делает его надежным домом.
Кстати сказать, название праздника так с иврита и переводится — «шалаш». Практическое значение осеннего празднования в том, что это праздник урожая и десятины, отдаваемой в пользу бедняков.
Из традиций Суккота самое красочное — вознесение лулава, побега финиковой пальмы. Им же связывают и ветки мирта и речной ивы. Все это берут в правую руку, в левую — этрог (вид цитрусового) и, соединив руки, делают движения в направлении разных сторон света.
У нас в Узбекистане этот праздник отмечается в еврейских общинах, в Израильском культурном информационном центре, в религиозных семьях. Готовятся к Суккоту и в еврейской школе-гимназии № 321.
После сидения в шалашах наступает время молитвы о дожде. В Израиле оно совпадает с еще одним осенним праздником — Симхат Тора. В этот день заканчивается годичный цикл чтения священного писания и начинается новый.
Симхат Тора — это «радость Торы». В нынешнем году он приходится на 29 сентября и замыкает собой череду осенних праздников, начавшихся Рош га-Шаной. Для завершения чтения Торы вызывают поочередно всех присутствующих на молебне мужчин. Затем начинают читать Тору сначала: жизнь продолжается.
Руслан Примов.
Студент факультета международной журналистики УзГУМЯ.