Домой » Бизнес » МЕБЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС: СТАДИЯ ПОДЪЕМА

МЕБЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС: СТАДИЯ ПОДЪЕМА

Похоже, наступил такой момент, когда многим из нас, узбекистанцев, придется новыми глазами присмотреться к отечественной мебели. Есть множество убедительных признаков того, что она привлекает все больше симпатий и укрепляет доверие на потребительском рынке. Хотя, возможно, изъяны в ней еще можно найти, однако совершенно очевидно: становится она все лучше и лучше. Речь идет прежде всего о продукции ОАО ХК «Файз», объединяющей 30 фирм.
На рыночный лад
Год назад в эту холдинговую компанию вошло и акционерное общество «Сиргали мебел бирлашмаси». Люди постарше хорошо помнят, что в свое время это предприятие славилось в Узбекистане как одно из мощных производителей мебельной продукции, главным образом, массовой, поточной. Возглавляет нынче предприятие Генеральный директор Бахтиер Хусанбаевич Джухаров. Начинал он здесь мастером цеха, проявил организаторские способности, набрался опыта и постепенно достиг высокой должности.
Болезненно далась мебельщикам перенастройка «валовой» ориентации и психологии на рыночный лад. Не без потерь они вышли из этой переделки, но, главное, сохранили костяк кадров. В 1994 году предприятие стало акционерным, вроде бы оживилось, однако включить все резервы и возможности, развернуться в полную силу не удавалось. Надежды на существенный прорыв в обновлении технологии и улучшении качества появились с вхождением год назад в состав ХК «Файз».
Что представляет из себя ныне «Сиргали мебел бирлашмаси»? Это достаточно крупное предприятие по производству мебели, оснащено высокопроизводительными импортными линиями и оборудованием. Специализируется на изготовлении мебели из ламинированных древесно-стружечных плит, высокохудожественной мебели из натуральной древесины, ДСП со шпоновым покрытием ценных пород. Налажено производство формальдегидовых смол, рулонной пленки, кромочного пластика, растворителей и лаков.
Промышленный комплекс включает головное и четыре дочерних предприятия, СП «Попилак» и цех полимеров.
По данным отдела маркетинга, здесь производится сегодня около 30 видов мебели, подлежащей реализации. В том числе 12 видов столов — от универсального до журнального, шесть видов шкафов, 4 кабинетных набора и многое другое.
Основными заказчиками этой мебели являются различные учреждения, военные ведомства, учебные заведения, особенно вновь открываемые фирмы. В головном предприятии и находится основная часть ведущих специалистов, технологов, сфера действия которых распространяется и на дочерние предприятия. Скажем, главный дизайнер готовит образцы будущей мебели отдельно для каждого ДП с учетом его специфики.
На первый взгляд, то, с чего начало руководство «Файза», может показаться не столь значимым. А начало оно со структурной перестройки, рекомендовав акционерному обществу разукрупниться, то есть, вместо существовавшего ранее одного крупного производства создать отдельные, небольшие, в рамках малого предприятия самостоятельные производственные единицы, специализирующиеся на выпуске определенных видов продукции «от и до», то есть с законченным циклом. Так и было сделано. И как раз это оказалось отправной точкой для последовавших затем благоприятных тенденций. Ведь именно такие — гибкие и подвижные — структуры, способные оперативно реагировать на всякие колебания рынка, в наибольшей степени соответствуют его природе.
… С этих позиций осуществлялась и перестройка структуры в акционерном обществе «Сиргали мебел бирлашмаси». Теперь здесь — головное производство и четыре дочерних, юридически самостоятельных предприятия «Ёгоч устоз», «Юмшок мебел», «Имкон мебел фабрикаси», «Темирчи сервис». В каждом из них — не более сорока работающих. Расскажем о двух из них.
ДП «Eгоч устоз»
Суть произошедших перемен растолковал директор ДП «Ёгоч устоз» Файзулла Иргашев. Раньше, вспоминает он, было одно большое предприятие, множество цехов, служб и… начальников. В каждом цеху поточным методом мастерилась какая-то часть мебели, а все они «сходились» в сборочном цехе. И каждый рабочий тоже выполнял лишь какие-то строго определенные операции. Так что степень участия работников в конечной продукции практически не ощущалась, потому не было и особой заинтересованности в результатах, в качестве. Короче, как выразился он, раньше каждый не видел свою продукуцию, теперь видит и результат своей работы, и свои недостатки. В ДП, где он директором, 30 работающих: кроме него, начальник цеха, бухгалтер, остальные занимаются реальным делом — мастерят. Подгонять никого не надо, все и так стараются, уяснили себе: как сработаешь — так и заработаешь. Величина общего заработка напрямую зависит от прибыли, а у каждого — от его разряда. Причем разряд — категория непостоянная, зависящая от мастерства и старания. Лучше стал работать — разряд повышается, как, впрочем, и наоборот. Халтуры не допускают, ее не утаишь — все на виду. Специализируются на изготовлении брусковых заготовок, а также стульев из местных твердых пород деревьев — ореховых, чинары, карагача, арчи.
ДП «Юмшок мебел фабрикаси»
Примерно по такой же схеме действует и ДП «Юмшок мебел», специализированное на мягкой мебели. Возглавляет его Нина Степановна Рудова — женщина энергичная, классный, опытный специалист. Ей приятно было сообщить мне, что не так давно, когда в правительственном аппарате обновляли мебель, то заказ на мягкую мебель исполнила фирма Нины Степановны. Разумеется, это веский аргумент в пользу качества. И действительно, когда она мне показала образцы — роскошного дизайна, обитые темной и белой кожей диваны и кресла, я искренне восхитился. Выглядели они весьма солидно и эффектно. А по цене раза в два ниже импортной мебели аналогичного класса.
Это ДП изготавливает не только все виды мягкой мебели, но и занимается реставрацией старой, бывшей в употреблении. Главное, чтобы были заказы, работа и чтоб аккуратно расплачивались. Здесь не боятся брать заказы и на весьма сложные изделия по эскизам зарубежных каталогов. Причем добиваются не просто внешнего сходства, но и соответствующего качества, так что желающий может обрести «импортную» мебель здесь, на месте. И главное, намного дешевле.
«Мы можем выполнить любой заказ», — уверенно заявила Нина Степановна. Не веря ушам своим, я переспросил, действительно ли смогут ее мастера изготовить мягкую мебель любой сложности. И она опять подтвердила — «да», правда, уже не столь уверенно, сделав оговорку: если в этой мебели не предусмотрено использование механизма трансформации. Речь идет о таких, в основном металлических, приспособлениях, с помощью которых диван или кресло могут превращаться (трансформироваться), скажем, в кровать. Возможны различные варианты. Словом, функциональные возможности намного расширяются. Факт, конечно, существенный. И, с одной стороны, было приятно, что здешние мастера способны смастерить все, с другой, — обидно, что нет в республике того пресловутого механизма трансформации мебели. Наверняка смастерить его и наладить производство не составило бы особого труда. Тоже неплохой получился бы бизнес. И у мебельщиков стало бы больше простора для творчества.
Что касается качества…
Все, что касается качества, — на первом плане. И всегда это главный вопрос повестки дня любого совещания. Постепенно снимаются проблемные вопросы, касаемые качества. Усилилось внимание к колебаниям рыночной конъюнктуры. Меняют дизайн, как только почувствуют ослабление спроса на какое-либо изделие. Каждый вид мебели перед запуском в производство подвергается тщательной проверке на качество и прочность, в том числе и в независимом испытательном центре ООО «Файз мебел стандарт». Никаких снисхождений здесь не допускается, сертификат выдается только успешно прошедшим все предусмотренные нагрузки. А без сертификата товар на
реализацию не принимается.
Но не только это заставляет держать марку. Конкуренция на рынке мебели велика и не позволяет расслабляться.
Упомянем в этой связи о мероприятиях по повышению качества и конкурентоспособности, разработанных на период до 2005 года. Они являются частью обширной программы ХК «Файз» и предусматривают существенное расширение масштабов производства мебели из массива местных пород деревьев; освоение новейших конструкций фурнитуры, используемых на лучших предприятиях Европы, и составление таблицы планомерного перевода комплектации мебели такой фурнитурой; освоение широкого ассортимента малогабаритной мебели (стенок-горок, мини-кухонь), а также целый ряд других мер.
Реализация этих мероприятий осуществляется параллельно с программой модернизации и технического перевооружения. В ней предусмотрено, в частности , уже в ближайшее время приобрести такие станки: для одностороннего профилирования и облицовки кромок «Совт-Форминг» фирмы «Хомаг» (200 тысяч долларов), для раскроя плит (43 тысячи долларов), сверлильный станок с тремя сверлильными агрегатами (17 тысяч долларов). Что очень важно, это новейшее оборудование закупается ХК «Файз» и передается предприятию за сумы. Компания берет на себя все организационные хлопоты. И это пока что лишь ближайшие планы, процесс совершенствования технологии набирает темпы.
«Проблемы сделать нет, проблема — реализовать»…
Эта фраза Нины Степановны как нельзя лучше отражает ее обеспокоенность (да, видно, не только ее) возрастающей конкуренцией. Но ругать конкуренцию, простите, бессмысленно. Мы получили то, к чему стремились. И это нормально. Но за место под солнцем надо бороться.
Рассуждая с позиции потребителя, я могу заявить, что немалая часть мебели, выпускаемой в «Сиргали мебел бирлашмаси», меня устраивает. Вопрос в другом: многое из того, что я теперь описываю, для меня тоже было новостью. К сожалению, не попадалась реклама об этом. В таком же положении, надо полагать, и другие потенциальные потребители. Знай они, что на этом предприятии производится хорошая разнообразная мебель, что здесь могут на заказ смастерить многие ее виды, причем весьма сложные, в эксклюзивных вариантах, что используют ценные породы дерева и т.д., наверняка и объемы реализации были бы значительно выше.
Обидно, когда обставляют те, чаще всего иноземные производители, у кого товар ничуть не лучше, намного дороже, но действуют они понастырнее, понавязчивее, я бы даже сказал, поагрессивнее в смысле рекламы. И первыми «выходят в дамки».
То, что отсутствие эффективной рекламы отечественных товаров — одно из слабых звеньев экономики, подчеркивал Президент Узбекистана Ислам Каримов. Положение стало выправляться, и это четко прослеживается в деятельности ХК «Файз», его предприятий. Акционерное общество «Сиргали мебел бирлашмаси», например, за короткое время открыло ряд представительств в Ташкенте, Самарканде, Карши, Термезе. Активно участвует в выставках. Завязывает контакты с потенциальными покупателями. Ищет пути активизации рекламы через средства массовой информации… Словом, разворачивается. И это радует, поскольку предлагаемый товар заслуживает того, чтобы о нем знали, чтобы хотели купить его.
По большому счету, нужно добиваться того, чтобы покупатель, приобретая что-то одно, и впоследствии стремился к продукции именно этой фирмы. Надо учиться умению как можно полнее удовлетворять запросы потребителей, угождать им. В этом нет ничего зазорного, ибо именно так строят свой бизнес процветающие компании мира.
Марка мебельной компании «Файз» становится все более известной и уважаемой, и не только в Узбекистане. Под ее «идейной» опекой обретают силу и уверенность входящие в нее фирмы, в том числе и «Сиргали мебел бирлашмаси». Мне кажется, им будет сопутствовать успех, потому что они уяснили главное, в чем состоит суть их деятельности: всегда ориентироваться на потребителя, на его желания, делать все, чтобы он был доволен. И чтобы гордился торговой маркой этой фирмы.
Азат Саидов.