Бухара — один из древнейших городов мира. На протяжении двух с половиной тысячелетий она вносит значительный вклад в развитие материальной и духовной культуры человечества. Упоминание Бухарского оазиса как Согдианы, согдийцев как одного из древнейших народов Средней Азии впервые зафиксировано в Авесте.
Согд (авестийское Гава сугда, персидское — Сугуда, греческое — Согдиана) — древняя историко-культурная область Средней Азии. В Авесте впервые упоминаются Афрасиаб под именем Франхрасьян — царь туров, туранцев, и Сиавуш (авест. Кави Сьяваршан) — главные действующие лица в поэме Фирдоуси «Шах-намэ» («Книга о царях»).
Более поздние раннесредневековые и средневековые китайские и арабские источники подробно и всесторонне описывают Бухарский оазис и его центр Бухару.
Бухара с древности отличалась средоточием представителей различных рас и народов, о чем говорят антропологические исследования останков со II тыс. до н.э. Большую часть населения составляли два варианта расы среднеазиатского междуречья, характерные для узбеков и таджиков.
«Бухарский оазис», — писал известный археолог В. Шишкин, — может быть назван «даром Зарафшана» с таким же правом, как древние называли Египет «даром Нила». Но Зарафшан, так же, как и Нил, Инд или Хуанхэ, лишь обеспечил необходимые природные условия для человека, оплодотворившего землю своим трудом«.
Можно предположить, что уже в период создания легендарной Авесты в VIII-VII вв. до н.э. Согдиана входила в состав Ассирийского царства. П. Шубинский в «Очерках Бухары» сообщает, что эта страна до завоевания ее персами была богата и стояла на высшей точке культурного развития народов древнего мира и упоминается у библейского пророка Иезекиля.
В 559 году до н.э. Персия с приходом к власти Кира начинает серию завоевательских войн. Были покорены государства Малой Азии, Египет. «Отец истории» Геродот в V веке до н.э. пишет, что Кир после покорения Вавилона задумал подчинить себе массагетов. Царица массагетов Томирис предупредила Кира, что если он подобру-поздорову не покинет земли массагетов, «то я клянусь богом Солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен». Однако Кир продолжал военные действия против массагетов, и в 530 году до н.э. его войско было разбито.
Позднее территория Бухары входила в состав Ахеменидского Ирана, державы Александра Македонского, владений Селевкидов, Греко-бактрийского царства, Кушанской империи, Эфталитского государства, Тюркского каганата, Арабского халифата, государств Саманидов, Караханидов, империи Чингизхана, Темуридов, государства Шейбанидов. С того времени Бухара становится столицей ханства, вплоть до 20-х годов XX века.
Интересна история правителей древнего города. Например, Бидун стал известен тем, что обновил дворец, построенный Афрасиабом, а по другим сведениям — Сиавушем, велел вырезать свое имя на железной доске и прибить ее к воротам дворца. Легенды и народные сказания донесли до нас много интересного.
Так, дворец, нынешний Арк, при восстановлении Бидуном много раз обрушивался сам собою, и когда спросили совета у мудрецов, то те ответили: в подражание семизвездию (Большой Медведице) следует возвести семь каменных столбов. Получив такую опору, дворец стоит до наших дней.
Бидун оставил после смерти малолетнего сына Тугшаду. Но практически страной управляла его мать — Хатун. Мудрость этой женщины и почет, ей оказываемый, весьма прославили ее. Бухарская царица Хатун обычно выезжала из цитадели Бухары и, воссев на трон, занималась государственными делами. Отдавала распоряжения, в том числе о наградах и наказаниях. Каждый день двести молодых дехкан (крупных землевладельцев) являлись к ней для оказания почестей, а с заходом солнца возвращались обратно в селения. На следующий день на смену им к царице являлись другие дехкане. Это оказание почестей рассматривалось как служба, причем каждой группе приходилось являться на нее четыре раза в год.
О династии Бухар-худатов, которую застали арабы, известно из китайских источников. Есть свидетельства, что один из этих владык (около 627 года) утверждал, что 22 поколения его предков правили страной.
В китайской летописи VI века «Тан-Шу» соообщается, что в бассейне реки Зарафшан имеется владение Ань, иначе называемое Бухо, Бугэ, а при династии Каньвэй оно носило имя Нами. Автор пишет, что больших городов насчитывается здесь сорок, малых — до тысячи. Земля тучная, удобная для хлебопашества. Здесь разводят превосходных лошадей. В военной силе Ань превосходит прочие владения. Владетель носит валяную шляпу, украшенную золотом и дорогими каменьями, женщины укладывают волосы на голове и накрывают голову черным покрывалом с золотыми цветами. Люди здесь искусны в торговле. Мужчина, достигший двадцати лет, уезжает в соседние владения и бывает везде, где только предвидит выгоду. Молятся злому духу. Отсюда вывозят превосходные художественные вещи.
В Согде, в том числе Бухарском, существовало многообразие религий: зороастризм, несторианское христианство, манихейство, иудаизм. В трудах Беруни (XI в.) «Памятники минувших лет» есть специальный раздел «Речь о праздниках в месяцах согдийцев». В 28-й день первого месяца — «праздник у магов Бухары», называемый Рамуш-Агам, люди собираются в храме огня в деревне Рамуш. «Эти Агамы — самые почитаемые праздники. Собираются в каждой деревне, у всякого раиса по очереди, едят и пьют. Это празднество нового года, связанное с представлением об умирающей и воскресающей природе. В один из месяцев у согдийцев был пост: они воздерживались от кушаний, напитков, от всего, чего коснулся огонь, разрешалось есть лишь фрукты и овощи». В первый день другого месяца согдийцы собирались в храме огня и ели ритуальное блюдо, приготовленное из просяной муки, масла, сахара. Наконец, существовал обычай, когда раз в году жители Согда плачут по своим древним покойникам.
Что касается названия города, то он носил согдийское наименование Бухара, что означало «Божья прелесть», позднее Пухо, Бухо, Ан, Бухаэр, Нумижкат. Некоторые исследователи высказывают мнение, что имя «Бухара» эфталитского происхождения.
С начала арабского завоевания и до сегодняшнего дня город известен под названием Бухара. Это название, как считал академик В. Бартольд, произошло от древнеиндийского (санскритского) слова «вихара», что означает «храм». В городе, по свидетельству Наршахи, в доисламский период было несколько буддийских храмов, в том числе и в Арке.
О расцвете города в X-XIII веках особенно подробно говорят арабские источники. Бухарой не переставали интересоваться все народы, обитавшие вдоль древнего Шелкового пути из Рима в Китай и из средневекового Ирана в древнетюркские земли.
В сочинении «Бабур-наме» Мухаммад Бабур — один из Темуридов, описывая Мавероуннахр, сообщает, что «Бухара — это прекрасный город. Нигде в Мавероуннахре нет так много дынь и таких отличных, как в Бухаре. Бухарские сливы также знамениты, таких нигде нет. В Бухаре много фазанов и гусей. В Мавероуннахре нет вин крепче, чем бухарские вина. Когда в Самарканде я в первый раз пил вино, то пил бухарское вино».
Г. Вамбери писал в конце XIX века: «В новое время могучее влияние христианского Запада насквозь проникло в магометанскую Азию во всех ее частях и направлениях… Наряду с Меккой Бухара была одним из духовных центров ислама. Поэтому в Бухару стремились мусульмане из Оттоманской империи, Египта, Марокко».
О высоком расцвете зодчества в Бухаре свидетельствует тот факт, что уже в XVI веке архитектурный облик города имел свой законченный вид.
В XVI-XVII веках Бухара в представлении европейцев олицетворяла всю Среднюю Азию. В этот период не только в литературе, но и в официальных документах Средняя Азия именовалась Бухарией.
В Бухаре и поныне сохранились архитектурные и археологические памятники, которые представляют собой культурное наследие всего человечества. Среди них Бухарский Арк (IV в. до н.э. — XIX в.) — с древних времен резиденция правителей Бухары. Археологические исследования еще незакончены. Мавзолей Саманидов (конец IX — начало X веков) — жемчужина Востока, шедевр мировой архитектуры. Впервые на всем Среднем Востоке кладка из жженого кирпича выполнена так умело, что обрела качество органичного декора.
Доминантой над древней Бухарой возвышается минарет Калян (1127 год), свидетельствующий и ныне о мастерстве архитекторов и народных зодчих Бухары. Уникальная мечеть Магоки-Аттори (XII-XVI). Ее купола едва возвышаются над уровнем земли, все здание глубоко погрузилось в вековые культурные наслоения. Археологические исследования установили, что эта мечеть воздвигнута на остатках четырехстолпной мечети Мох, которая в свою очередь воздвигнута на месте древнего «капища идолов» и «храма огня». Мечеть является памятником художественной культуры всей Средней Азии.
О том, что Бухара издревле находилась на караванном перекрестке, говорят названия торговых куполов XV-XVI веков: Токи-Саррафон (купол менял), Токи-Тельпак-Фурушон (купол мастеров и продавцов головных уборов), Токи-Заргарон (купол ювелиров), Тим Абдуллахана.
Ансамбль Ляби-хауз свидетельствует о продолжении архитектурных традиций Бухары. Сооруженный в 1620 году надворным сановником Надиром Диван-беги, Ляби-хауз стал композиционным центром архитектурного ансамбля, в который вошли и сохранились до наших дней медресе Диван-беги (1622 год), хонака Нодир Диван-беги (1620 год), медресе Кукельташ (1568-1569 годы).
Ансамбль Бахауддин Накшбанди находится в 12 км от Бухары. Мазар считался главной святыней Бухары, а сам Ходжа Бахауддин Накшбанди (1318-1389 годы) — ее патроном. В XIX веке Бахауддин считался высочайшим национальным святым Бухары, и троекратное путешествие на поклонение его гробнице стоило паломничества к далекой Каабе.
По распоряжению Шейбанида Абдуллазизхана (1540-1549 годы) были воздвигнуты дахма и хонака Бахауддина. В последующие века расширяется кладбище, возникают новые постройки, образующие живописный ансамбль с садом и хаузом, минаретом, колодцами.
О Великом шелковом пути хранят тайны более 300 древних археологических памятников и городищ, которые еще не исследованы археологами полностью.
В 1993 г. историческая часть Бухары включена ЮНЕСКО в список городов всемирного культурного наследия человечества. В 1997 г. по эгидой ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 2500-летие со дня основания города.
Выступая на торжественном митинге, посвященном празднованию юбилея города, Президент Узбекистана Ислам Каримов отмечал «Не многим городам нашей планеты посчастливилось достичь 2500-летнего рубежа Бухары. „Благородная“ — так называли древние наши предки и так называем мы, их потомки, этот яркий и древнейший очаг мировой цивилизации. На протяжении столетий здесь складывалась уникальная культура, рождались и творили корифеи мысли, оставившие неизгладимый след в истории…»
По общему количеству памятников монументально-общественной и жилой архитектуры (более 400) Бухара по праву считается самым большим в Средней Азии музеем под открытым небом.
С обретением независимости усилия государства направлены на восстановление — реставрацию и консервацию уникальнейшего наследия прошлого.
Роберт Альмеев.