Большой интерес у наших соотечественников вызвало постановление Олий Мажлиса о проведении 27 января 2002 года референдума по вопросам избрания двухпалатного парламента Республики Узбекистан и изменения конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний. Это постановление нашло всенародную поддержку.
В Конституции Республики Узбекистан предусмотрено право участия наших граждан в государственном и общественном управлении путем проведения референдума. В частности, в статье 9 Основного Закона страны закреплено: «Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всеобщее голосование (референдум)».
Продолжается широкомасштабная работа по подготовке к референдуму — важному политическому мероприятию — в соответствии с мировыми стандартами и требованиями законов «О референдуме Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и других нормативных актов.
Как сообщает пресс-служба Центральной избирательной комиссии, созданы 14 округов референдума в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. В целях создания по мере возможности наибольших удобств для граждан, имеющих право участия в референдуме, на местах созданы 7810 участков референдума, 37 из которых образованы при представительствах Узбекистана в иностранных государствах.
Утверждены составы окружных и участковых комиссий по проведению референдума. При содействии членов Центральной избирательной комиссии в окружных комиссиях ведется активная работа, с участием членов этих комиссий проводятся различные встречи, беседы и практические семинары. Разработаны Рекомендации по организации работы участковых комиссий по проведению референдума. Рекомендации изданы в виде отдельной брошюры, которая направлена во все округа и участки референдума.
Число граждан, имеющих право участия в референдуме, и адреса окружных комиссий по проведению референдума опубликованы в республиканской печати в сроки, определенные в законе. В список голосующих граждан включены более 13 миллионов наших соотечественников. В настоящее время участковые комиссии по проведению референдума приступили к представлению списков голосующих граждан для ознакомления.
Законом предусмотрено, что на всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума имеют право присутствовать наблюдатели от политических партий, инициативных групп граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели из зарубежных стран и международных организаций. А это, естественно, имеет важное значение в обеспечении гласности и открытости в подготовке и проведении референдума.
В этом плане в настоящее время активно продолжается работа по составлению списков наблюдателей от соответствующих организаций, инициативных групп граждан, а также зарубежных стран и международных организаций, выдачи им мандатов в установленном порядке. Заслуживает внимания то, что государства СНГ, а также такие страны, как США, Германия, Канада и другие, уже выразили желание направить своих наблюдателей для участия в подготовке и проведении референдума.
Организованное проведение референдума, несомненно, требует осуществления определенной подготовительной работы. В этом плане в каждом округе и участке завершается широкомасштабная практическая работа по оснащению на местах участков по проведению референдума, подготовке помещений, кабин, ящиков и другого оборудования для голосования, организации соблюдения порядка голосования и в целом активному участию наших сограждан в референдуме.
Надо особо отметить, Закон «О референдуме Республики Узбекистан» в новой редакции, который в правовом плане является основой этого важного политического мероприятия, издан в виде отдельной брошюры многотысячным тиражом на узбекском, русском и английском языках и направлен во все округа и участки, в соответствующие организации. Кроме этого, брошюра Председателя парламента страны Э.Халилова «Референдум Республики Узбекистан -важный этап развития национальной государственности» также издан на узбекском, русском, английском языках. В ней подробно комментируются вопросы, вынесенные на референдум.
Постановление Олий Мажлиса «О проведении референдума Республики Узбекистан», а также плакаты по референдуму подготовлены и распространены на узбекском, каракалпакском и русском языках. Несомненно, эта работа играет большую роль в агитации и пропаганде значения и содержания вопросов, внесенных на всенародное обсуждение.
Подготовлены необходимые бланки документов — удостоверения председателей окружных и участковых комиссий, списки голосующих граждан, мандаты для местных и зарубежных наблюдателей, приглашения, бюллетени для голосования и другие.
Бюллетени для голосования подготовлены на узбекском, каракалпакском и русском языках, которые в предусмотренные законом сроки будут доставлены в соответствующие округа и участки. В бюллетенях содержатся тексты обоих вопросов, вынесенных на референдум, с примечаниями вариантов волеизъявления голосующего.
В этой связи следует напомнить, что предложение о создании двухпалатного парламента было впервые выдвинуто главой нашей страны Исламом Каримовым на второй сессии Олий Мажлиса. Нынешний этап построения в стране правового демократического государства и справедливого гражданского общества требует претворения в жизнь идеи реформирования парламента. И поэтому не без основания на седьмой сессии Олий Мажлиса особое внимание уделялось вопросу формирования двухпалатного парламента. Это исходит из необходимости дальнейшего укрепления институтов национальной государственности. Двухпалатная структура парламента будет служить дальнейшему повышению качества законотворческого процесса, обеспечению баланса различных общественно-политических сил и интересов отдельных регионов.
Именно из этой необходимости вытекает и второй вопрос -предложение об изменении конституционного срока полномочий Президента Республики Узбекистан с пятилетнего на семилетний. Как было обращено особое внимание на сессии Олий Мажлиса, здесь речь идет прежде всего о создании эффективной системы государственного управления, функционирующей независимо от воли определенных лиц, обеспечивающей стабильное и ускоренное развитие общества.
Референдум — общенародный совет, общенародное дело. Мы все ответственны за это важное мероприятие. Ибо принятие постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан о проведении референдума имеет важное значение для дальнейшего укрепления национальной государственности, развития демократии и права, формирования гражданского общества.
Конечно, референдум — важное политическое мероприятие, которое проводится на основе демократических принципов и опирается на опыт развитых стран, несомненно, даст свои плоды. Сегодня наш народ стоит на пороге проведения этого важного политического мероприятия. А это возлагает на нас огромную ответственность и вместе с тем требует добросовестного выполнения своего гражданского долга.
(УзА).