Домой » Культура » Уроки волшебной сказки

Уроки волшебной сказки

Детская тематика всегда была в почете. Но каждый, кто соприкасается с ней в кино, знает, насколько она трудна в процессе воплощения. Надо не только выразительно рассказать историю, а найти краски и средства наиболее доступной и увлекательной ее передачи детям. Именно огромной требовательностью к этой тематике объясняется тот факт, что для юного зрителя снимается мало кинолент. А ведь у нас были замечательные победы. Вспомним хотя бы выход полвека назад на экран «Пахта-ой», выдающейся работы коллектива студии «Узбекфильм» во главе с режиссером Камилем Ярматовым.
Режиссер, только недавно закончивший большое историческое полотно «Алишер Навои», весьма серьезно отнесся к заданию поставить фильм-сказку. С присущей ему масштабностью видения он многое сделал для того, чтобы повествование обрело земной и реальный характер, понятный современной детворе. Отсюда увлекательность и необычность событий, удивительные превращения персонажей, и все это без назидательности и дидактики. Рельефно и в то же время поэтически выпукло вырисовывалась тема хлопка — главного богатства республики.
…Злой демон Гарм-силь, вырвавшись из альбома, превращает мальчика Хасана в карлика, а затем своим испепеляющим дыханием пытается сжечь коробочку хлопка. Опаленная коробочка становится маленькой девочкой Пахта-ой. Она просит Хасана помочь ей попасть на праздник урожая. Герои пускаются в путь, полный приключений. Среди испытаний, которые им пришлось пережить, — единоборство с саранчой, война с паутинными клещиками, путешествие по водам бурного арыка в арбузной корке. В фильме, полном трюковых съемок, многие действующие лица не только исполняли свои конкретные фабульные функции, но и приобретали в процессе рассказа символический характер. Так, простой труженик Бобо-мехнат в талантливом исполнении А. Исматова вырастал в аллегорическую фигуру стража полей, собирательный образ врага — злого и коварного ветра пустыни Гарм-силя создал А. Джалилов.
«Пахта-ой» встретил признание республиканской и мировой прессы. Критики указывали в первую очередь на познавательные достоинства ленты (сценарий В. Витковича, М. Карюкова), на то, что, несмотря на сказочный сюжет, авторы не оторвались от земных проблем, раскрыли конкретные и насущные стороны жизни республики. Немало радостей картина принесла детям.
Джура Тешабаев.
Профессор.