2 марта 1992 года Республика Узбекистан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций, являющейся самой крупной и авторитетной международной организацией.
В преддверии 10-й годовщины со дня вступления республики в ООН корреспондент ИА «Жахон» встретился с заместителем Генерального секретаря организации по вопросам разоружения Джаянтой Дханапалом и попросил его ответить на ряд вопросов.
— Господин Дханапала, вы координируете работу ООН в области нераспространения различных видов оружия массового поражения: химического, биологического и ядерного. Насколько действенно влияние ООН?
— Следует обратиться к первой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия и ядерного разоружения. С первых лет своей деятельности ООН рассматривает вопрос нераспространения оружия массового уничтожения и, в конечном итоге, его уничтожения. В области нераспространения ядерного оружия мы смогли принять Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который является всеобъемлющим документом по разоружению, объединяющим 187 государств мира. В 2000 году мы успешно провели обзорную конференцию по рассмотрению действия ДНЯО, которая, по сути, стала первой в своем роде конференцией после бессрочного продления действия Договора. Мы сейчас начинаем процесс подготовки к следующей конференции по ДНЯО, которая должна состояться в 2005 году.
На сегодняшний день государствами-участниками ДНЯО согласовано 13 конкретных этапов в отношении ядерного нераспространения и разоружения. Выполнение этих решений обеспечит возможность для усиления подотчетности государств и рассмотрения обзорного процесса по ДНЯО.
В области нераспространения химического оружия мы достигли успеха и приняли конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО), контроль над выполнением которой осуществляется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге. Конечно, конвенция не является универсальной и для обеспечения ее действенности как всеобъемлющего инструмента нам необходимо поощрять присоединение к ней большего числа государств. Говоря более конкретно, мы смогли установить контроль над распространением химического оружия.
Что касается третьего вида оружия массового уничтожения — биологического, то мне следует подчеркнуть, что в этой области мы имеем неудовлетворительные результаты. На протяжении последних 6-7 лет специальный комитет по разработке протокола к конвенции о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБО) проделал определенную работу в соответствии со своим мандатом.
К сожалению, в июле 2001 года этот процесс завершился. В ноябре того же года мы провели пятую обзорную конференцию государств-участников КБО, работа которой также была приостановлена в виду отсутствия консенсуса среди государств-участников конвенции по вопросу укрепления этого важного документа. В ноябре 2002 года мы намереваемся возобновить работу обзорной конференции по КБО.
Все государства-члены ООН имеют обязательства вести совместную работу по предотвращению угрозы использования террористами оружия массового уничтожения.
— В 1997 году вы приняли активное участие в работе Ташкентской международной конференции по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. На 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов инициировал создание этой зоны, свободной от ядерного оружия. Скажите, какие практические результаты достигнуты за последние несколько лет по претворению в жизнь этой важной инициативы?
— Концепция создания в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО), свидетельствует о дальновидности этой инициативы, нацеленной на обеспечение национальной и глобальной безопасности в целом.
В качестве заместителя Генерального секретаря ООН по вопросам разоружения и руководителя недавно созданного Департамента ООН по вопросам разоружения имел возможность оказать действенную поддержку государствам Центральной Азии с целью реализации этой инициативы. При поддержке Регионального центра по вопросам мира и разоружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе нами был проведен ряд встреч группы экспертов центральноазиатских государств для разработки проекта Договора о ЦАЗСЯО.
— Как вы знаете, за годы войны в Афганистане накоплены огромные арсеналы военной техники, оружия и боеприпасов. C целью демилитаризации этой страны Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем письме Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану предложил рассмотреть вопрос о сокращении и изъятии массы оружия, накопленной в Афганистане за десятилетия войны. Хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу.
— Я обсуждал эту проблему со специальным представителем Генерального секретаря ООН по Афганистану Л.Брахими. Очень важно, чтобы программы разоружения в Афганистане осуществлялись по согласованию с афганскими фракциями. Со своей стороны я также предложил программу по изъятию оружия, предусматривающую дополнительное поощрение процесса мирного развития. В целом это предложение было положительно оценено в Афганистане. Весь вопрос в том, когда можно приступить к реализации этой программы, когда условия позволят ее начать. Я считаю, что концепция изъятия излишков оружия в Афганистане является полезной и необходимой инициативой. Однако существует опасность, что оружие, накопленное за годы войны, будет представлять угрозу не только стабилизации ситуации в Афганистане, но и может отрицательно повлиять на мир и безопасность в соседних государствах.
Cловом, есть сильные аргументы в поддержку программ по изъятию оружия и полному разоружению.
— Исполняется 10 лет со дня вступления республики в ООН. На протяжении десятилетнего членства в ООН Узбекистан активно участвует в работе различных органов и институтов ООН. Как вы оцениваете роль этой авторитетной международной организации в содействии по вхождению Узбекистана как независимого государства в международное сообщество?
— Пользуясь случаем, хочу выразить свои наилучшие пожелания народу и правительству Узбекистана и от всей души поздравить всех с 10-летием вступления республики в эту организацию.
Я считаю, что Узбекистан играет значительную роль в деятельности всей системы ООН. Со своей стороны ООН также внесла вклад в укрепление государственности Узбекистана. ООН также содействует Узбекистану в развитии политической, экономической и социальной сфер жизни, и я убежден, что наши взаимоотношения будут и впредь успешно развиваться.
Б.Мамаджанов.
ИА «Жахон».
Нью-Йорк.