Домой » Закон » ЗАКОН Республики Узбекистан

ЗАКОН Республики Узбекистан

О СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области страховой деятельности.
Статья 2. Законодательство о страховой деятельности
Законодательство о страховой деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о страховой деятельности, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Страхование и страховая деятельность
Страхованием является защита интересов юридических или физических лиц путем выплаты им в соответствии с договором страхования страхового возмещения (страховой суммы) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых премий, при наступлении определенного события (страхового случая).
Страховая деятельность представляет собой деятельность профессиональных участников страхового рынка, связанную с осуществлением страхования.
Статья 4. Отрасли и виды (классы) страхования
Страхование подразделяется на следующие отрасли:
страхование жизни (страхование интересов, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и денежным обеспечением физических лиц, где минимальный срок страхования по договору составляет один год и включает разовые или периодические выплаты страховых сумм, содержащих в себе наращенный процент, оговоренный договором страхования (аннуитетов);
общее страхование (личное, имущественное страхование, страхование ответственности и другие виды страхования, не относящиеся к отрасли страхования жизни).
В соответствии с общими характеристиками страховых рисков или их групп и связанных с ними обязательств отрасли страхования подразделяются на виды (классы) страхования. Виды (классы) страхования определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 5. Субъекты страховой деятельности
Субъектами страховой деятельности являются профессиональные участники страхового рынка.
Профессиональными участниками страхового рынка являются страховщики, страховые посредники и иные юридические и физические лица в соответствии с законодательством.
Страховыми посредниками являются страховой брокер, перестраховочный брокер и страховой агент.
Статья 6. Страховщик
Страховщиком признается юридическое лицо, принимающее в соответствии с договором страхования обязательство осуществить выплату страхового возмещения (страховой суммы).
Страховщик вправе финансировать мероприятия по предотвращению и предупреждению наступления страховых случаев в порядке и на условиях, определяемых специально уполномоченным государственным органом.
Страховщики не могут заниматься предпринимательской деятельностью, непосредственно не связанной с осуществлением страхования, за исключением:
инвестиционной деятельности в порядке и на условиях, определяемых специально уполномоченным государственным органом;
деятельности, связанной с повышением квалификации специалистов в области страхования;
страхового посредничества в качестве страхового агента.
Статья 7. Страховой брокер
Страховым брокером является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора страхования от имени и по поручению страхователя.
Деятельность страхового брокера не может совмещаться с другими видами деятельности в сфере страхования, за исключением деятельности перестраховочного брокера.
Статья 8. Перестраховочный брокер
Перестраховочным брокером является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора перестрахования от своего имени и по поручению страховщика, выступающего по договору перестрахования в качестве страхователя.
Статья 9. Страховой агент
Страховым агентом является юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора страхования от имени и по поручению страховщика.
Страховым агентом не могут выступать руководители органов управления страховщика.
Страховщики должны вести реестры уполномоченных ими страховых агентов.
Статья 10. Специально уполномоченный государственный орган
Регулирование и надзор за страховой деятельностью осуществляются специально уполномоченным государственным органом, определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Специально уполномоченный государственный орган:
устанавливает обязательные для исполнения нормативы платежеспособности и порядок их определения, методику вычисления предельно допустимого размера обязательств страховщиков по отдельным рискам и совокупного размера обязательств, порядок и сроки предоставления информации по платежеспособности страховщиков;
контролирует соблюдение профессиональными участниками страхового рынка законодательства о страховой деятельности, обеспечение установленных нормативов платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости;
лицензирует страховую деятельность страховщиков и страховых брокеров;
устанавливает порядок ведения учета, составления отчетности по формированию и размещению средств страховых резервов страховщиками;
устанавливает обязательные для исполнения квалификационные требования к руководителям исполнительного органа и главному бухгалтеру страховщика;
устанавливает форму, порядок и сроки предоставления финансовой отчетности страховщиками;
производит в соответствии с законодательством проверку деятельности профессиональных участников страхового рынка и вносит им обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений;
приостанавливает в порядке, установленном законодательством, действие лицензий страховщиков и страховых брокеров полностью либо в отношении отдельных видов (классов) страхования, а также прекращает их действие;
публикует в течение шести месяцев по окончании каждого финансового года годовые отчеты о деятельности по регулированию и надзору за страховой деятельностью, а также статистические данные о деятельности страхового рынка в течение финансового года;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Специально уполномоченный государственный орган и его работники не вправе участвовать в уставном фонде и в органах управления профессиональных участников страхового рынка, а также действовать в качестве страхового посредника.
Статья 11. Создание и государственная регистрация страховщиков
Страховщики создаются в предусмотренных законодательными актами организационно-правовых формах.
Государственная регистрация страховщиков осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 12. Уставный фонд страховщиков
Минимальный размер уставного фонда страховщиков определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Не менее девяноста процентов уставного фонда страховщика формируется из денежных средств учредителей (участников).
Использование для формирования уставного фонда страховщика средств, полученных в кредит, под залог и других привлеченных средств не допускается.
Уставный фонд страховщика должен быть оплачен учредителями страховщика к моменту получения лицензии.
Статья 13. Требования к фирменному наименованию страховщиков
В фирменном наименовании страховщиков не допускается использование обозначений, тождественных или сходных до степени его смешения с наименованием ранее созданных страховщиков, за исключением наименований филиалов страховщиков, а также страховщиков, созданных другими страховщиками в форме унитарного предприятия.
Статья 14. Изменение фирменного наименования, организационно-правовой формы или местонахождения страховщика
В случае изменения фирменного наименования, организационно-правовой формы или местонахождения страховщик обязан довести об этом до сведения страхователей через средства массовой информации, а по имеющимся у него на исполнении договорам страхования со сроком свыше одного года — в письменной форме.
Статья 15. Лицензирование страховой деятельности
Страховая деятельность страховщиков и страховых брокеров осуществляется на основании лицензий, выдаваемых специально уполномоченным государственным органом в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Лицензия выдается страховщику на осуществление страховой деятельности либо в отрасли страхования жизни, либо в отрасли общего страхования. Страховщик, осуществляющий страховую деятельность в отрасли страхования жизни, не вправе осуществлять страховую деятельность в отрасли общего страхования, за исключением отдельных видов (классов) отрасли общего страхования, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Страховщик, осуществляющий страховую деятельность в отрасли общего страхования, не вправе осуществлять страховую деятельность в отрасли страхования жизни.
В лицензии указываются виды (классы) страхования, которые страховщик предполагает осуществлять.
Статья 16. Особенности приостановления действия лицензии страховщика
Приостановление действия лицензии страховщика влечет запрет на заключение им новых договоров страхования, включая продление действующих договоров страхования. При этом страховщик обязан исполнять в установленном порядке принятые на себя обязательства по ранее заключенным договорам страхования.
Статья 17. Особенности прекращения действия лицензии страховщика
Со дня прекращения действия лицензии в течение пяти дней специально уполномоченный государственный орган обязан обратиться в суд с заявлением о ликвидации страховщика в установленном законодательством порядке.
Полномочия ранее действовавших органов управления страховщика приостанавливаются и переходят к временной администрации страховщика, назначаемой специально уполномоченным государственным органом. Временная администрация осуществляет свою деятельность в период до вынесения судом решения.
Отчет временной администрации страховщика предоставляется в специально уполномоченный государственный орган и суд, в который направлено заявление специально уполномоченного государственного органа о ликвидации страховщика.
В период своей деятельности временная администрация страховщика не вправе осуществлять расходные операции, за исключением случаев, связанных с расходами по управлению (административными расходами) страховщика, зачислением поступающих страховщику денег и производством выплат страхового возмещения (страховой суммы) по ранее заключенным договорам страхования, по которым наступили страховые случаи.
Порядок работы временной администрации страховщика определяется специально уполномоченным государственным органом.
Положения настоящей статьи не распространяются на случаи прекращения действия лицензии по заявлению страховщика, а также при его реорганизации или ликвидации по решению его учредителей (участников) либо органа управления страховщика, уполномоченного на то учредительными документами.
Статья 18. Особенности реорганизации страховщиков
Реорганизация страховщиков в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может осуществляться с разрешения специально уполномоченного государственного органа.
Для получения разрешения на реорганизацию вместе с соответствующим заявлением в специально уполномоченный государственный орган страховщик представляет следующие документы:
решение учредителей (участников) либо органа управления страховщика, уполномоченного на то учредительными документами о реорганизации;
баланс создаваемого страховщика и прогноз финансовых результатов его деятельности;
проект договора слияния или присоединения (при реорганизации в форме слияния и присоединения).
Заявление на проведение реорганизации страховщиков должно быть рассмотрено специально уполномоченным государственным органом в течение пятнадцати дней со дня предоставления необходимых документов.
Специально уполномоченный государственный орган обязан письменно уведомить страховщика о принятом решении.
Специально уполномоченный государственный орган вправе отказать в выдаче разрешения на реорганизацию страховщиков в случаях, если:
в результате реорганизации страховщика могут быть нарушены требования к финансовой устойчивости вновь образуемых страховщиков;
осуществление реорганизации страховщиков может привести к ограничению или устранению конкуренции на страховом рынке;
в представленных документах на выдачу разрешения на реорганизацию страховщиков содержатся недостоверные сведения либо эти документы не соответствуют законодательству;
реорганизация страховщиков противоречит законодательству.
При реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования действие лицензии страховщика (страховщиков) прекращается. Выдача лицензий вновь образованным в результате реорганизации страховщикам осуществляется в упрощенном порядке. На время осуществления реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования и до момента получения лицензии вновь образованными страховщиками они не вправе заключать новые договоры страхования, продлевать действующие договоры страхования, за исключением выполнения принятых на себя обязательств по ранее заключенным договорам страхования, перешедшим к ним в порядке правопреемства.
При реорганизации в форме присоединения страховщик, к которому присоединяется другой страховщик, сохраняет действующую лицензию в случае, если в результате присоединения не меняются условия лицензии.
Статья 19. Особенности ликвидации страховщиков
При ликвидации страховщика по решению его учредителей (участников) либо органа управления страховщика, уполномоченного на то учредительными документами, требуется разрешение специально уполномоченного государственного органа.
После принятия учредителями (участниками) либо органом управления страховщика, уполномоченным на то учредительными документами, решения о ликвидации, страховщик письменно обращается в специально уполномоченный государственный орган с заявлением на получение разрешения на ликвидацию с приложением к нему следующих документов:
решение о ликвидации страховщика;
сведения об обязательствах;
балансовый отчет на дату принятия решения о ликвидации страховщика, подтвержденный аудиторским заключением;
план ликвидации страховщика с указанием сроков и условий ликвидации.
Заявление на получение разрешения на ликвидацию страховщика должно быть рассмотрено специально уполномоченным государственным органом в течение десяти дней со дня получения им необходимых документов.
Специально уполномоченный государственный орган обязан письменно уведомить страховщика о принятом решении.
Одновременно с разрешением на ликвидацию страховщика специально уполномоченный государственный орган вправе внести изменения в представленный план ликвидации страховщика.
Специально уполномоченный государственный орган вправе отказать в выдаче разрешения на ликвидацию страховщика в случаях, если:
в результате ликвидации будут нарушены права и законные интересы страхователей и кредиторов страховщика;
в представленных документах на выдачу разрешения на ликвидацию страховщика содержатся недостоверные сведения либо они не соответствуют законодательству.
Статья 20. Очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого страховщика
Требования кредиторов ликвидируемого страховщика после оплаты расходов, связанных с ликвидационным производством, а также расходов, вытекающих из необходимости обеспечения основных функций ликвидируемого страховщика, удовлетворяются в следующем порядке:
в первую очередь — требования страхователей по договорам обязательного страхования в отрасли страхования жизни;
во вторую очередь — требования страхователей по иным договорам обязательного страхования;
в третью очередь — требования иных страхователей (выгодоприобретателей);
в четвертую очередь — требования по платежным (исполнительным) документам, предусматривающим платежи в бюджет, во внебюджетные фонды. После полного удовлетворения указанных требований удовлетворяются требования по социальному страхованию и требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением;
в пятую очередь — требования прочих кредиторов страховщика.
Статья 21. Страховые резервы страховщика
Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики из уплаченных как в сумах, так и в иностранной валюте страховых премий образуют и размещают страховые резервы в порядке и на условиях, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом.
Активы страховщика, соответствующие его страховым резервам, изъятию не подлежат.
Статья 22. Гарантии платежеспособности страховщиков
Страховщики не могут принимать на себя обязательства, превышающие предельно допустимый размер по отдельным рискам и предельно допустимый совокупный размер обязательств, за исключением случаев, когда их способность выполнять эти обязательства перестрахована в соответствии с установленными нормативами платежеспособности и иными требованиями финансовой устойчивости. Страховщики — резиденты Республики Узбекистан вправе в установленном порядке перестраховать свои обязательства за пределами Республики Узбекистан.
Статья 23. Особенности бухгалтерского учета страховщиков
Страховщики, страховые брокеры и перестраховочные брокеры ведут бухгалтерский учет в соответствии с законодательством с учетом особенностей, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом.
Статья 24. Недопущение монополистической деятельности
Деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции на страховом рынке, предоставление или получение необоснованных преимуществ одних страховщиков перед другими, ущемление прав и законных интересов страхователей и иных лиц, не допускается.
Страховщикам и страховым посредникам запрещается использовать свои ассоциации (союзы) и иные объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию страхового рынка.
Статья 25. Право на получение информации
Правоохранительные органы, суды, а также медицинские, сейсмологические, ветеринарные, гидрометеорологические и иные организации обязаны по запросу страховщиков представлять документы и заключения, необходимые для решения вопросов о причинах и обстоятельствах наступления страховых случаев и о причиненном ущербе с целью определения размеров страхового возмещения страховщиком.
Специально уполномоченный государственный орган вправе требовать информацию у страховщиков или страховых брокеров о размерах принятых денежных средств и обязательств, а также иную информацию в пределах своей компетенции. Запрос такой информации должен производиться в письменном виде с указанием причин запроса.
Специально уполномоченный государственный орган обязан соблюдать конфиденциальность по отношению к полученной им информации, кроме случаев, когда раскрытие информации допускается в соответствии с законом.
Статья 26. Тайна страхования
Не подлежат разглашению сведения о страхователях, застрахованных лицах и выгодоприобретателях, состоянии здоровья страхователей и застрахованных лиц, застрахованном имуществе, страховой сумме, наличии банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах.
Сведения, указанные в части первой настоящей статьи, могут быть раскрыты третьим лицам на основании письменного согласия страхователя, а также застрахованных лиц и выгодоприобретателей в отношении сведений, касающихся их.
Справки о сведениях, указанных в части первой настоящей статьи, предоставляются страховщиками в установленном порядке без получения согласия страхователей суду, прокурору, а при наличии возбужденного уголовного дела — органам дознания и следствия.
Справки о заключенных договорах страхования и произведенных расчетах в случае смерти страхователя — физического лица выдаются:
лицу, указанному страхователем в завещании;
суду и нотариусу — по находящимся в их производстве наследственным делам на основании решения суда или письменного запроса нотариуса, заверенного его печатью. К письменному запросу нотариуса должна быть приложена копия свидетельства о смерти страхователя;
консулу — по находящимся в его производстве наследственным делам.
Статья 27. Деятельность иностранных страховых организаций
Иностранные страховые организации могут выступать учредителями (участниками) юридических лиц — профессиональных участников страхового рынка в порядке, установленном законодательством.
Иностранные страховые организации вправе осуществлять на территории Республики Узбекистан перестрахование, а также страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, выезжающих за пределы Республики Узбекистан. При этом заключение таких договоров страхования осуществляется через страховщиков и страховых посредников — резидентов Республики Узбекистан.
Статья 28. Разрешение споров
Споры в области страховой деятельности разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства о страховой деятельности
Лица, виновные в нарушении законодательства о страховой деятельности, несут ответственность в установленном порядке.
Президент
Республики Узбекистан
И. КАРИМОВ.
гор. Ташкент,
5 апреля 2002 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Олий Мажлиса Республики Узбекистан
О введении в действие Закона
Республики Узбекистан
«О страховой деятельности»
Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Ввести в действие Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности» со дня опубликования.
2. Правительству Республики Узбекистан (У.Султанов) привести свои решения в соответствие с Законом Республики Узбекистан «О страховой деятельности», обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами их нормативных актов, противоречащих указанному Закону.
3. Признать утратившими силу:
Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года «О страховании» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 217);
постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «О страховании» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 218);
раздел XVII Закона Республики Узбекистан от 23 сентября 1994 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 11-12, ст. 285);
раздел VI Закона Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 3, ст. 38).
Председатель Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Э.ХАЛИЛОВ
гор. Ташкент,
5 апреля 2002 г.