Домой » Март » Что может женщина?

Что может женщина?

Что может женщина? Вызвать тайфун, землетрясение, извержение вулкана? Не сомневайтесь, может. Ответ на эти и другие вопросы дала Джамиля Ташпулатовна Шермухамедова, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Национального университета Узбекистана.
Являясь членом различных комитетов, неправительственных некоммерческих организаций (ННО), она все же основную свою деятельность сосредоточила в общественном объединении женщин-юристов, где занимает должность заместителя председателя.
Гендерной тематикой — взаимоотношением полов — Шермухамедова занимается вот уже свыше 30 лет. И в этом ей помогает владение в совершенстве узбекским, русским, турецким и персидским языками. Интересная деталь: ответы на вопросы находит, как ни странно и ни удивительно, в Коране, который читает в первоисточнике.
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ
— Так почему гендерная тематика?
— Возникшие еще в молодости некоторые вопросы до сих пор ждут ответа. И я пытаюсь дойти до самой сути в педагогической, исследовательской, просветительской работе. У нас есть поговорка: «Птица делает то, что видела в своем гнезде». Вот и я многое соотношу с ранними годами становления себя как личности. Мой отец был первым учителем по гендерному вопросу. Он был олицетворением лучших качеств «сильной половины» — любящий, внимательный муж, чуткий, но требовательный отец, надежный, работящий мужчина. У родителей было 14 детей, сейчас нас осталось девять. По профессии отец — строитель, но, несмотря на это, был высококультурным человеком, гуманитарием, много знающим и читающим. Никогда не пил, не опускался до брани, даже повышенного тона. Воспитал моих братьев так, что их жены никогда не предъявляли к ним претензий. Каждый знал свое мужское место и дело в семье.
И хотя наша мама сидела дома, воспитывала детей, от этого ее авторитет не был принижен. Сейчас не без гордости и с некоторой ностальгией вспоминаю, как отец надевал маме обувь или же ее прихорашивал — красил брови усьмой. Сожалею, что таких отношений между супругами больше не вижу. То ли они перестали быть актуальными, то ли нынешние люди стали более черствыми, менее культурными и абсолютно неграмотными в гендерном вопросе.
Равное воспитание как со стороны отца, так и матери сыграло важную роль в нашем становлении. Благодаря этому все мы рано стали активными, раскрепощенными, самостоятельными людьми. Сейчас у всех братьев и сестер крепкие семьи, и взаимоотношения между ними самые теплые.
Такой посыл из детства определил во мне страстную сторонницу воспитания детей обоими родителями. Причем особое внимание надо уделять мальчикам, юношам, молодым мужчинам. Именно они должны знать и воплощать в дальнейшем свои обязанности, применять в хозяйстве мужскую силу.
Разъезжая по республике, организуя семинары, тренинги с городскими и сельскими женщинами, часто провожу опросы, анкетирование. На вопрос, кем себя видят в семьях наши участницы, были получены ответы: матерью, кухаркой, прачкой, уборщицей и даже… вьючным животным, когда в сетках, сумках, тюках на собственном «горбу» им приходится приносить домой продукты или делать свой маленький бизнес. Практически ни одна не ощущает себя желанной, которой бы восторгался или любил муж. Так постаревшая, уставшая от забот и хлопот хозяйка дома становится неинтересна своей половине.
Когда читаю Коран, я восхищаюсь теми аятами, где говорится об отношении мужчины к женщине, о его ответственности к семье, жене, их здоровью. Ведь черным по белому написано, что носить тяжести, рубить дрова, делать тяжелую физическую работу — это прерогатива «сильной стороны». У нас же? Стоит проехаться в общественном транспорте, посмотреть, кто с чем едет на руках (это могут быть, помимо полных сумок, сеток, еще и малые дети), тогда станет понятно, кто нынче сильная половина.
Давайте обратимся еще раз к священной книге. Одно из высказываний звучит: «Отцу не показывай свою мать ненакрашенной, неубранной». Это говорилось для того, чтобы сердце мужа не охладилось от вида неухоженной супруги. Вроде все правильно, естественно. Но отдельные мужчины все делают для того, чтобы больше унизить свою половину. Не позволяют лучше выглядеть, современно одеваться. Так они якобы усмиряют свою ревность. А на деле они ущемляют права и личную свободу женщин.
Вероятно, лишь у восточных народов имеются проблемы внутри одного пола, опирающиеся якобы на вековые традиции и устои. Приведите мне хоть один документ, в котором говорится об обязательном, почти рабском служении невестки свекрови. В Коране пишется, что в период беременности, сорока дней после родов молодая женщина не должна нервничать, утруждаться. Понятие «чилля» — сорок дней — относится и к периоду после замужества, когда организм девушки перестраивается.
Я всегда выступаю против того, чтобы молодые невестушки вставали в пять часов утра и мели двор, улицу, а после родов выполняли всю домашнюю, в том числе и тяжелую работу. В диктат свекрови не вмешиваются ни свекор, ни молодой муж. Такое безразличие потворствует унижению, давлению одного члена семьи другим. Чем раньше в семье будут решены взаимоотношения полов, тем скорее исчезнут внутренние противоречия. Не будет серьезных последствий.
ГУЛЬЧАТОЙ — ЛЮБИМАЯ ЖЕНА
— Серьезные последствия — это развод? Или же другие негативные проявления — преступления, а самое страшное, суицид?
— Все вкупе. Опрос женщин, показатель в загсах показал, что за последние годы число разводов увеличилось. Скрыть сниженными статданными или лояльной отчетностью такой факт нельзя, да и не следует. Надо искать причины. Ну, во-первых, это экономический фактор, а также измены супруга. Во-вторых, результат ранних браков, снова распространившихся в последние три-пять лет. В-третьих, это участившиеся случаи многоженства. Юридически последнее не имеет под собой силы. Но фактически есть масса примеров, когда этакий богатенький «буратино» берет вторую, третью не то жену, не то наложницу. Стоит лишь у священнослужителя получить религиозное брачное благословение — «никох».
— Вспоминаю Гульчатой — младшую жену Абдуллы из фильма «Белое солнце пустыни», которая первая была предана собственным мужем…
— Молодая и любимая на деле оказалась «слабым звеном» в гареме. А ведь то же происходит и в нашем мире. Вышеописанный «барин», не обремененный особой ответственностью, в неугодный момент скидывает с плеч лишнюю обузу. Это может произойти, когда у него или кончатся шальные деньги, или же надоест тянуть две семьи. В этом случае не найдется ни одной восточной женщины, которая в открытую, через суд и общественность будет отстаивать свои права. Население таких не поддерживает: «Хотела легкой, богатой участи, получай по заслугам!» Куда обратиться униженной, с разрушенной психикой, без какой-либо материальной поддержки женщине? Отсюда и случаи суицида.
— Чего хотели достичь мужчины, когда хотели «реанимировать» многоженство?
— «Реанимировать» хотели отдельные мужчины, хотя в целом народ это не поддерживал. Да и наши парламентарии оказались на высоте. Они дали бой многоженству.
Если обратиться к священному писанию, то истоки многоженства надо искать в эпоху непрекращавшихся войн, когда погибали мужья и оставались одинокими вдовы и невесты. Чтобы продолжить свой род, поддержать племя, мужчины брали вторых, третьих жен и то лишь с согласия первой. В случае нежелания старшей супруги иметь рядом наперсниц, другие претендентки состояли в том же доме в опекунстве. Важным условием многоженства было моральное, материальное, физическое удовлетворение потребностей каждой из них. Если хозяин гарема нарушал одно из этих обязательств, то он считался грешником, и впредь не смел называться праведным мусульманином. Эти выкладки в наше время неоднозначно воспринимает мужская аудитория, перед которой мне частенько приходится выступать.
О ВКУСАХ ЖЕНЩИН СПОРЯТ?
— Мы — женщины много знаем о мужчинах: что они любят, хотят, требуют… Могут ли они также подробно рассказать о нас? Спорят ли о вкусах прекрасной половины человечества?
— Отвечу словами моих респонденток: не знают, не спорят, не интересуются. Истоки надо искать в нежелании мужчин понять своих женщин.
— Недавно я была свидетельницей такого разговора. «Моя цель — защитить докторскую диссертацию и стать руководителем организации,- одна женщина говорила другой. — Но муж, кстати, руководитель другой немалой организации, говорит, что нечего на это рассчитывать. Твоя, мол, участь — рядовая должность, дом, семья».
— Женщина-руководитель или политик многими не воспринимается всерьез. Обратите внимание хотя бы на экран телевизора, кто находится в зале и проводит мероприятия высокого ранга. Одни мужчины. На уровне принятия решения в лучшем случае женщины составят десять процентов. К сведению, депутаток Олий Мажлиса последнего созыва стало меньше, чем ранее. Они составляют восемь процентов от общего числа.
Жаль, что не была избрана в депутаты Олий Мажлиса председатель Республиканской ассоциации деловых женщин Узбекистана «Тадбиркор аел» Дильдора Алимбекова, которую выдвигали ученые, прогрессивные женщины, предпринимательницы. При голосовании, я думаю, сработали стереотипы — не доверять женщине. В обществе существуют гендерные стереотипы, допускающие ущемление прав женщин. Не буду перечислять все сделанные ею и ее организацией дела, но хочу сказать откровенно, что в ее лице можно видеть человека, всей душой болеющего за участь, трудоустройство женщин в сложный переходный период рыночных взаимоотношений. Именно эти позиции заставляют ее принимать активное участие в разработке отдельных законопроектов. Почему бы нам не опереться на зарубежный опыт и не ввести квоты для женщин. Хотя бы до тех пор, пока гендерное сознание в обществе не окажется на должном уровне. А люди осознают роль женщины не только как матери, жены, но и как свободной, инициативной личности, равноправного партнера мужчин во всех сферах жизни.
Представьте себе, что в какой-то момент все женщины откажутся от своих обязанностей, дел, устроят этакий «праздник неповиновения». Что произойдет?
— Я думаю, катастрофа, сравнимая с извержением вулкана.
— Правильно! Медицина, образование окажутся первыми «жертвами» такого «праздника». Не говоря о семейных делах, отношениях. Известны случаи природных катаклизмов, вызванных человеком. Так, в Германии жители нескольких близлежащих городов одновременно подпрыгнули. В результате чего ученые зафиксировали землетрясение в 4 балла.
Возвращаясь к спорному вопросу о вкусах, все же очень хочется, чтобы нас любили и нежили, лелеяли и холили не за наши глазки, личико, а за то, что действительно в нас есть — ум, терпение, доброта, предприимчивость, талант.
К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ГОТОВИТЬ И МУЖЧИН
— Общаясь со студентами, молодежью, можете ли определить их отношение к гендерной проблематике?
— Я остановлюсь на позиции парней. Их отношение к девушкам вполне демократичное и в основе имеет гендерную корректность. Так, 80 процентов опрошенных высказались за то, чтобы их будущие спутницы жизни имели высшее образование, а материальная состоятельность мужа не является препятствием, чтобы жена работала. Такой мониторинг был проведен на факультетах социально-политических наук, журналистики.
Опрос и анкетирование по брачному контракту были осуществлены в Самарканде, Сырдарье, Бухаре, сельских местностях тех же регионов. Они показали, что в большинстве своем респонденты не знали о преимуществах этого пункта Семейного кодекса. Когда моральные взаимоотношения остаются неизменными, имущество же с самого начала оговорено в контракте.
Часть мужского контингента призналась, что такой расклад дел их не устраивает. Мотивация: издревле муж распоряжается нажитым самостоятельно. Их не убедил тот факт, что брачный контракт на нашей земле существовал с VII вплоть до ХIХ века.
Я считаю, что к семейной жизни надо готовить юношей со школьной скамьи. С марта я намерена ввести спецкурс в НУУ по гендерному равенству. Работу такого же плана надо вести и в махаллях.
Ученые женщины пришли к выводу, что вопросы взаимоотношения полов должны рассматривать и внедрять в жизнь не только женщины, но и мужчины. От этого выиграют обе стороны. И тогда вероятные «праздники неповиновения», я думаю, будут нами отменены.
Беседу вела
Муяссар Максудова.