Искусство не может быть особым, привилегированным или периферийным. Ценность того или иного произведения зависит от степени его духовного воздействия, влияния на зрителя. Это касается и актерской деятельности. Ежегодно в титрах картин и на сцене появляются новые имена исполнителей, представителей самых различных областей страны. Их талант ярко и глубоко отражает многоцветность, колорит и богатство нашей художественной культуры. Нет ничего удивительного в том, что в подъеме и развитии узбекского кино, например, огромную роль сыграли выходцы, так называемых, провинциальных театров: А. Исматов, Р. Хамраев, Л. Сарымсакова, А. Бакиров, Ш. Рахимова и другие. Преемственность традиции живет в современных кинопроизведениях, созданных как в «большом» кино, так и на студии «Узбектелефильм». Актеры, представляющие Самарканд, Бухару, Наманган, Андижан, сегодня успешно конкурируют с исполнителями столичных сцен, и довольно часто выигрывают. Одним из ярких и даровитых лицедеев, на которых так щедра узбекская земля, является Мухаммадсоли Юсупов, уже приглянувшийся зрителям.
Ферганец М. Юсупов закончил актерский факультут Ташкентского театрально-художественного института, а затем, спустя годы, обратился к режиссуре. Разностороннее образование сформировало его как тонкого и пытливого художника сцены, умеющего применить полученные знания в создании ролей в таких известных спектаклях Ферганского областного театра, как «Железная женщина», «Темур и Тахтамышхан», «Золотая стена». Ему же принадлежат режиссерские работы, постановки спектаклей по произведениям национальных авторов. Разносторонний талант Юсупова не мог быть незамеченным в киноискусстве. Один за другим в 90-е годы выходят фильмы с его участием. В «Бомбе» он исполняет роль Холмата, в «Масхарабозе» Кучкара, в фильме «Любовь» создал запоминающийся образ учителя.
Что привлекает в нем постановщиков? В первую очередь правдивость и естественность жизни героев на экране, разносторонность дарования. Наверное, поэтому ему доверена классическая роль Салиха Махдума в телевизионной версии романа Кадыри «Скорпион из алтаря». В то же время актер не чурается и ролей, окрашенных в различные жанровые оттенки. Таков его веселый и неунывающий Насреддин в одноименном телефильме, благодушный обыватель («Сад»), старый наркоман («Клевета»)…
Деятельность его широко признана в стране М. Юсупов — лауреат Государственной премии, народный артист республики, не раз становился лучшим актером года. Имя его известно и в других странах. Так, в 1992 году Юсупов был отмечен почетным дипломом «За лучшую мужскую роль» на театральном фестивале в Бишкеке. Казалось бы, пора передохнуть, удовлетвориться достигнутым. Но это не в характере Мухаммадсоли-ака. Недавно я встретил актера в коридорах студии «Узбектелефильм». Режиссер Б. Ахмедов знакомил его с ролью в новом телефильме.
Попивая зеленый чай в садике, что во дворе Студии актера, с удовольствием рассказывает о новостях своего края, солнечной Ферганы. Мечтает о новых творческих работах в кино. Его самое заветное желание — сыграть жадного и ненасытного богача-стяжателя Кори-Ишкамбая в замечательной повести С. Айни «Смерть ростовщика». Есть и другие задумки. Богатство и многоцветие, дарование таких исполнителей, как М. Юсупов, их правдивые и многогранные работы только подчеркивают неиссякаемые возможности народного искусства, его несомненные плодотворные перспективы.
Профессор
Джура Тешабаев.