Домой » Культура » ИСТОКИ

ИСТОКИ

Скромно и робко начинало кино свой путь в Туркестане. Население восторженно приняло первые опыты синематографа. Необходимо было создать многие предпосылки, технические и творческие, чтобы в далеком и бедном в промышленном отношении крае наладить производство национальных кинолент. Эти условия стали созревать после того, как в середине 20-х годов в Ташкенте возникла студия «Шарк юлдузи», организованная молодым правительством Узбекистана.
По-разному приходили в кино Н.Ганиев, К.Ярматов, Р.Пирмухамедов, С.Ходжаев — выходцы из литературной, военной, артистической среды, готовые днями и ночами служить волшебной музе. Поэтому их имена обозначены в титрах первых фильмов как исполнители, ассистенты и помощники режиссеров, консультанты по быту. Их помощь была как нельзя кстати приезжим — режиссерам, операторам, актерам, профессионалам в своей области, но плохо разбиравшимся в местных условиях. В некоторых публикациях о вышедших в те годы фильмам «Шакалы Равата», «Вторая жена», «Гость из Мекки» судили слишком строго. Конечно, первые ленты узбекской студии трудно отнести к совершенным, однако во время съемок именно в них получали начальные навыки местные кинохудожники. Несмотря на поверхностное решение, в немых картинах «Шарк юлдузи» поднималась актуальная тематика перемен, происходящих в стране.
Новым, более зрелым этапом становления национальной кинематографии можно считать 30-е годы. На равных с приезжими специалистами выходят на авансцену творчества узбекские режиссеры, операторы, художники, актеры. Эти изменения произошли в нашем кино особенно с приходом звука, когда укрепилась драматургия, а на съемочную площадку пришла большая группа выдающихся актеров национального театра. Событием стало создание картины «Клятва» режиссера А.Усольцева. В ней снялись талантливые актеры узбекской сцены А.Исматов, Ш.Рахимова, Л.Сарымсакова, Я.Бабаджанов. А роль дехканина Азима, исполненная А.Исматовым, без преувеличения можно отнести к разряду выдающихся достижений кинематографа той поры.
Пройдет еще несколько лет, и работы студии «Узбекфильм» получат известность во многих странах мира. Но и сегодня, когда за плечами многих крупнейших узбекских кинодеятелей остались годы славных достижений и мирового признания, надо помнить, как трудно начиналось наше кино, сколько самоотверженного труда в его становление и развитие вложили талантливые и замечательные мастера экранного искусства Я. Протазанов, Д. Демуцкий, В. Еремян, Л. Свердлин и другие.
kino
Джура Тешабаев.
Заслуженный деятель
искусств, профессор.

ВОЗВРАТИЛИ СПЕКТАКЛЬ
Под аплодисменты зрителей в Каттакурганском узбекском драматическом театре имени А. Маджиды прошел спектакль по пьесе Ульмаса Умарбекова «Каждый за себя» («Узинг учун ул етим»).
…Интересна предыстория этой премьеры. Еще десять лет назад коллектив театра взял к постановке остроконфликтную, наполненную живым дыханием времени драму, в которой обличались такие социальные пороки, как карьеризм, взяточничество, приспособленчество. К сожалению, тогда спектакль недолго продержался на сцене.
За новое прочтение пьесы взялся главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств республики Ибрагим Нурманов, он исполнил одну из главных ролей в спектакле. Созвучие нравственным требованиям времени, возможность прямого, откровенного разговора со зрителем о наболевших проблемах — вот что в первую очередь определило выбор пьесы.
В главных ролях заняты ведущие актеры театра, декорации и оформление — главного художника театра Наиля Караева.
Абдуазиз Хашимов.