Новые технологии предлагают большие возможности к доступу информации. Но все «ноу-хау», так и остались бы только теорией, если бы не было людей, способных объяснить и передать эти сведения. Но и преподавателям нужны новые знания о применяемых сегодня средствах получения и передачи информации. Именно с этой целью был проведен семинар «Новые педагогические технологии» для учителей русского языка и литературы столичных школ. Его организовали Министерство народного образования Республики Узбекистан, Росзарубежцентр, учебный центр «Бизнес олами» и Университет мировой экономики и дипломатии.
Семинар дал учителям возможность ознакомиться с малоизвестной наукой — соционикой, базовой основой которой является психология. Лекцию о роли и возможностях соционики в педагогической практике прочитал преподаватель центра «Бизнес олами», кандидат исторических наук Н. Каххаров. Если психология изучает типы и характеры людей, то соционика — отношения между ними.
Спору нет, что эта наука могла бы помочь педагогам, ученикам и всем нам найти тот круг общения, который положительно отразится на отношениях в семье, классе, рабочем коллективе. Но для широкого применения соционики в педагогической практике пока нет достаточной базы, т.е. многим учителям хотелось бы ее применять на практике, но для этого нужны дополнительные знания о ней, квалифицированные специалисты, семинары, книги. Может, в будущем на помощь педагогам будут приходить психологи? Ведь от того, как будут складываться отношения между учителем и учениками, между самими учениками и их родителями, будет зависеть успеваемость каждого отдельного ребенка и всего класса.
Как оказалось, это не единственная трудность, с которой сталкиваются в наших школах. Следующие темы семинара — об использовании компьютера в обучении и дополнительных методических пособий и журналов показали, что школам требуются компьютеры не только на уроках информатики, но и для уроков русского языка.
Во многих вузах республики уже практически применяется дистанционная система обучения, но чтобы суметь грамотно овладеть ей, в школах, по возможности, надо компьютеризировать все классы. Как заметила Т.Ф. Шепилова, методист высшей категории Республиканского медицинского колледжа имени Ахунбабаева, «компьютер — самый терпеливый учитель». Применяя на уроках специальные обучающие программы, ученик в игровой форме сможет закрепить пройденный материал, потренироваться в практической работе на компьютере и применить все свои знания и эрудицию.
Что касается самих учителей, то представитель Росзарубежцентра, координатор по русскому языку Л. Ш. Алимова предложила помощь центра в предоставлении издаваемых в России многочисленных журналов для учителей русского языка.
Был на семинаре затронут и культурологический аспект преподавания русского языка. С помощью рассказа о жизни и творчестве Н. К. Рериха, слайдов его картин, фотографий почувствовалась вся красота и яркость языка. И повторяя мудрые слова Н. К. Рериха о том, что «Оптимизм — должен быть практичен», хочется надеяться на продолжение такого содружества.
Юлия Краснова.