Домой » Общество » ВРЕМЯ СБЫВАЮЩЕЙСЯ НАДЕЖДЫ

ВРЕМЯ СБЫВАЮЩЕЙСЯ НАДЕЖДЫ

Католическая церковь отметила 100-летие своего возрождения в Средней Азии.
Вчера Ташкентский католический костел под воззванием Святейшего сердца Иисуса посетил прибывший в нашу страну с официальным визитом Президент Республики Польша Александер Квасьневский. Так или иначе, этот день стал продолжением торжеств, посвященных историческому событию в жизни католиков Средней Азии и Казахстана — столетию возрождения церкви в нашем регионе.
Начались они в субботу научной конференцией. Ученые, религиозные деятели, исследователи, журналисты собрались в зале святого Антония костела. Они как бы перелистали страницы истории зарождения христианства в Средней Азии. Ему посвятила доклад кандидат исторических наук М. Филанович.
Католичество — это ветвь христианской веры. Оно появилось на огромных просторах от Каспия до Сибири во второй половине позапрошлого века. О его появлении в Туркестане было интересно услышать в коротком, но глубоком по содержанию докладе аспирантки Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Ольги Лисицкой. Она — наша коллега, журналистка. Значит, время дилетантов в освещении теологических вопросов проходит. Ученый мир в области истории религий пополняют люди пишущие, профессионалы журналистики, которые, оставаясь в СМИ, становятся специалистами-религиоведами.
Вокруг даты, с которой начинается более или менее полнокровная католическая жизнь в Туркестане, построила доклад историк Людмила Жукова. Первое католическое богослужение провел в Ташкенте ксендз, магистр богословия, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Юстинас Бонавентура Пранайтис 25 октября (по новому стилю) сто лет назад.
Это очень интересный человек, в высшей степени образованный, бескорыстный, полностью посвятивший себя служению Всевышнему. В разных городах гордятся тем, что там Пранайтис занимался божьим промыслом. Причем и поныне утверждают, что именно их земля стала ему пухом. Туркестанские католики, в том числе и наши современники, считают это великим заблуждением и уверяют, что именно на узбекистанской земле, конкретно под фундаментом храма Святейшего сердца Иисуса, находится склеп священнослужителя.
В честь знаменательной даты отлита памятная медаль, на реверсе которой отчеканены имя Пранайтиса и даты его жизни — 1861-1917 гг. На аверсе — современный вид храма Святейшего сердца Иисуса.
Много трагических лет было связано с самим этим зданием во времена всеобщего безбожия. Кто только ни хозяйничал в его стенах, отобрав постройку у католиков, какие только конторы здесь ни размещались. Слава Богу, хоть разрушить не отважились.
В докладе о жизни римско-католической церкви Узбекистана конца ХХ столетия немало места занял рассказ о восстановлении костела, назывались организации-спонсоры, конкретные люди, чьими усилиями вернулось в здание-памятник слово божье.
kostel
Вообще же у нас в республике — пять католических общин. Кроме столичной, свои приходы уже имели ферганцы и самаркандцы, а недавно зарегистрированы еще два — в Ургенче и Бухаре.
Об истории казахстанских католиков рассказал управляющий Карагандинской епархией епископ Ян Павел Ленга. В Караганде готовит богословов Высшая Духовная семинария.
Мне довелось пообщаться с ее преподавателем. Спросил: есть ли среди семинаристов узбекистанцы. Нет, оказывается. Значит, и тут заграница нам поможет? Пока действительно богослужения в узбекистанских католических приходах (да и не только узбеки-станских) ведут иностранные пастыри. В Ташкенте корейские мессы проводят священники на языке, не понятном им.
Впрочем, и сами священнослужители не утверждают, будто в новых условиях все их трудности уже преодолены.
Свои проблемы у католиков соседних государств. О религиозной жизни этой конфессии в Туркменистане поведал ординарий Туркменской и Турецкой нунциатуры в республике отец Андрей Мадей.
Таджикистанские католики объединены в три общины. Об их делах рассказал прихожанин, студент российско-таджикского славянского университета Сергей Квятковский. Кстати сказать, его выступление вызвало самое активное обсуждение.
Итоги конференции подвел недавно назначенный апостольским нунцием (послом Ватикана) в Казахстан и Среднюю Азию архиепископ Юзеф Весоловский.
А в воскресенье он возглавил торжественную мессу, которая стала главным событием празднества. Она была воистину торжественной. Под свои своды костел собрал прихожан, представителей дипломатического корпуса, единоверцев-иностранных граждан, работающих в Ташкенте, делегатов от других конфессий. В мерцании свечей священнослужители в белых одеждах внесли крест с распятием Иисуса. В их сопровождении высокопреосвященный Юзеф Весоловский нес свой пасторский символ — пастораль серебряной белизны.
То обнажая голову, то вновь надевая отливающую золотыми оттенками митру, нунций в сослужении с другими священниками под вкрапление органных аккордов совершал обряд за обрядом, молитву за молитвой. Паства горячо откликалась на его: «Помолимся!».
Архиепископ сообщил, что в адрес ташкентского торжества пришло послание понтифика. Поздравляя католиков Средней Азии и Казахстана со столетием возрождения в этих краях церкви, Папа Иоанн Павел II подчеркивает, что и в годы атеизма набожные люди находили силы черпать веру в Иисуса Христа.
Да, сегодня ситуация со свободой совести круто изменилась. Святой Отец, принимая в прошлом году в Ватикане епископов и ординариев Средней Азии, говорил: «…теперь для ваших маленьких общин наступило время надежды». Все очевиднее становится, что надежда сбывается.
…Обряд причащения. Архиепископ возносит над алтарем дары, взращенные на земле Узбекистана. К алтарю потянулись прихожане. Ломтик евхаристического хлеба, полученный из пасторской руки, запитый вином, смешанным с водой, — и верующий человек чувствует себя легче, свободнее, чище душой. И готов, избавившись от грехов прошлых, не совершать новых…
Шерали Искандеров.