Бесспорно то, что учителя достойны внимания своих учеников и их родителей, — в этом признание их сложного и бесценного труда. И корректный, тонко подобранный подарок не только может его порадовать, но и воодушевить. Но где же грань, за которой презент становится оскорбительной взяткой?
При известной скромности содержания наших школ некоторые, в частности городские, выглядят даже комфортно, а в классах на окнах — шторы из дорогих тканей, портреты великих людей в рамках, книжные шкафы, парты или современные столы в соответствии с возрастными особенностями детей. В большинстве школ — компьютерные классы, есть аудио- и видеотехника. Весь антураж стоит денег, и немалых. Учителя тоже не производят впечатления обиженных судьбой.
Хорошо известно, что школы существуют не только на средства госбюджета, но и на … дотации родителей. Многие из них занимаются предпринимательством, и тогда уж речь заходит о спонсорстве. Чистоту и уют, эстетическое убранство помогают школам создавать родители, учащиеся.
Без родительской помощи школы никогда не обходились, такое явление — вовсе не порождение рыночных отношений. Но прежде к родителям обращались с просьбами, теперь все чаще с требованиями. Раньше предлагался вариант: кто, что и сколько может, ныне представляется список расходов, где определяется сумма, которую родитель обязан внести. Дифференциация во многих городских школах не предусматривается — в расчет не идет то, что ребенок иногда воспитывается одной матерью, без отца или то, что он из многодетной семьи… Аргументация порой самая удивительная: «Не можете внести такую сумму, переведите ребенка в другую школу». А в другой — точно такие же поборы.
Впрочем, родители, как правило, не ропщут: своим же детям надо создать приятную обстановку в классе, не чужим… И несут они цветочки со своих подоконников в школу, передают с детьми конвертики с деньгами на оплату уборщицы, охраны, покраску пола или побелку класса…
Родители оплачивают также проводимые в школе культурно-познавательные и развлекательные мероприятия-экскурсии, посещения театров, музеев, концерты, «огоньки» и вечера. Необходимость? Да! Потому ни у кого и не вызывают возражения эти денежные ежечетвертные платежи, которые иногда составляют весьма внушительную сумму: от 3 тысяч и выше. Счет простой: четвертей четыре, и того — минимум 12, максимум — 20 тысяч сумов, а то и более.
Встретившаяся мне знакомая пожаловалась: родительский комитет определил сумму взноса на третью четверть в 6 тысяч сумов.
— За что? — спрашиваю.
— Как всегда, за уборку, за охрану, за посещение консерватории…
И по 3 тысячи — на подарок учительнице.
— А подарок по поводу чего?
Дня рождения…
— А сколько человек в классе?
— 41.
— Это же 123 тысячи! Что же хотите купить?
— Да, вроде, собираются покупать ей на юбилей золотой браслет с камушком…
— А в прошлой четверти столько же?
— Нет. По четыре тысячи. Четверть была короткой.
— Новый год не в счет? Не дарите подарков?
— Дарим, но личные, каждый от себя. И я подарила коробку конфет за полторы тысячи.
— А что же дарят другие?
— Духи французские, комплекты белья…
— Какого?
— Постельного…
— Вы так горячо любите эту учительницу?
Знакомая подняла и опустила в сомнении плечико, потом сказала:
— Вообще-то, знаешь, она неплохая и учит ребят, по-моему, хорошо…
— Значит, из благодарности одариваете?
— Скорее за то, чтоб ребенка «не затирала», вызывала почаще — все же контроль, отметку справедливую ставила, а кто и за то, чтобы немножко ее завысила, авансом, так сказать. Мотивы разные… — резюмировала она.
— А ты за что конфеты подарила?
— Что ж я, белая ворона что ли? — возмутилась она. Все дарят. Говоришь так, будто сама детей не растила… В наше время от подарков не отказываются. Они, учителя, ведь малооплачиваемые…
— А ты высокооплачиваемая?
— Ну я… Кому это интересно?! — воскликнула моя знакомая.
— Извини, — сказала я ей, — но мне кажется, вы не подарки дарите, а взятки даете. «Учит хорошо», — тоже нашла повод. А как она должна учить? Плохо?
— Нет, все же это не так. Она ведь не требует, мы сами несем…
Эта встреча напомнила мне рассказ учительницы, о которой мне довелось когда-то писать очерк. В момент нашей встречи она была директором одной из гулистанских школ. Несколько лет назад, к сожалению, она ушла из жизни, но образ ее остался жить в моей душе приятным воспоминанием.
В 60-х годах пришла она выпускницей педагогического вуза к первоклассникам. Подружилась с ними без труда, они платили ей признательностью.
В Международный женский день (8 марта в те годы был рабочим днем) вошла она в класс и обомлела: стол ее был усыпан дарами: самодеятельными открытками, разрисованными детскими руками, со словами любви и трогательными пожеланиями; сшитыми из лоскутков куклами, зверятами, вышитыми платочками и салфетками… С горящими щеками стояла она у стола и хотелось ей сейчас же всех детишек разом обнять в нахлынувшем чувстве радостной благодарности за искренность и непосредственность их отношения к ней.
Эти первые подарки она хранила всю жизнь, а других, более дорогих и изысканных, не принимала. В ее небольшой комнатке, скромно обставленной, все дары ее воспитанников умещались на стеллаже: альбомы, поделки, тонкие тетради стихов, посвященных ей, кандидатские и докторские рефераты, присланные бывшими ее воспитанниками. Она принимала эти знаки внимания с глубоким почтением, сердцем зная высокую цену истинных чувств уважения, признательности и долгой памяти о себе, которую хранили как верность ей несколько поколений ее питомцев. Жаль, что ныне подобное бессребренничество не в моде.
Система ценностей меняется, но образование — может быть, одна из редких сфер, в которой принципы нравственности должны оставаться незыблемыми. Обучение молодежи основам рынка вовсе не означает внедрение их во взаимоотношения учителя и ученика. Принимая в дар дорогостоящую вещицу, учитель лишает себя права на объективность, уже не может поставить ученику заслуженную им двойку или тройку. И только он сам, педагог, должен почувствовать предел и остановить руку, пытающуюся подменить благодарность оскорблением, радость — огорчением.
Если не сам учитель, то кто же еще может это сделать? Регламентация такого деликатного явления, как поднесение подарков, наверное, не уместна, но если наставник не остановит беспредела, то окончательно утратит авторитет в глазах своих воспитанников как человек особой профессии, в котором справедливость и ответственность выше и дороже дорогого браслета или импортного комплекта постельных принадлежностей.
Элла Хохрова.